Я далека от идеализации финских школ, но некоторые аспекты их образования мне очень понравились. Помимо школьных обедов и перемен на улице, это система оценивания знаний.

В младших классах финских школ нет оценок. У нас в России тоже нет оценок в первом классе, есть какие-то цветные квадратики, но тем сильнее стресс во втором классе, когда оценки появляются.

Чему надо учиться у финских школ

Класс в современной финской школе

Успехи финских детей оценивают по особой шкале с делениями от «надо ещё тренироваться» до «отлично поработал». Это наглядно. А самое главное – эту шкалу не видят одноклассники, только сам ученик и его родители. Так что нет повода гордиться или стыдиться других, есть повод только работать над собой.

В 4 классе оценки появляются, но и тут никто не слышит: «Садись, два!» Баллы от 1 до 10 выставляются по-прежнему в электронный дневник. Никто не прибегает из школы с криком: «Я получил пятерку за контрольную, а у всего класса тройки!»

Никакой соревновательности. Никакого натягивания оценок: «Так и быть, выведем ему в четверти три с минусом, но имейте в виду, что это авансом». Не поможет этот аванс. Если у ребёнка такие проблемы по предмету, то финны всеми силами будут его подтягивать: заниматься дополнительно, объяснять повторно, обучать персонально, с тьютором или в коррекционном классе.

Мой сын, когда про это услышал, спросил: «А им не обидно попадать в коррекционный класс?» Нам трудно даже вообразить эту систему, нацеленную не на то, чтобы показать ученику, какой он олух, а на то, чтобы без упрёка помочь ему справиться с трудностями и заполнить пробелы.

Финская школа 1953 год

Школа в Хельсинки. 1953 год

Мы с прекрасными книгами Носова, Аверченко, Драгунского и других впитали принцип: надо его пристыдить, тогда он перевоспитается. Может это и работало с детьми 1950-х, но с современными явно устарело.

Ведь никому в XXI веке не приходит в голову применять в школе розги. Так почему же мы не отказываемся от других устарелых подходов, которые не работают?

У нас считается, что соревнование помогает лучше учиться, но на самом деле оно вызывает стресс, причём у всех. У отличников – потому что они обязаны «держать марку» и расстраиваются от всякой четверки. У хорошистов – потому что они никак не дотянутся до отличников. У троечников – потому что их бесконечно стыдят и призывают взяться за ум. Не говоря уже про двоечников, у которых просто опускаются руки и возникает стойкое убеждение: я тупица, так что нечего и пытаться.

Казалось бы, уже и система электронных дневников функционирует, что стоит отказаться от публичного оценивания детей? Но не все так просто.

Во-первых, школы обязаны отчитываться перед вышестоящими инстанциями, и по успеваемости в том числе.

Во-вторых, у нас главный результат учебы в школе - сдача ОГЭ и ЕГЭ, поэтому делать вид, что оценки не важны – лицемерие.

И самое главное – невероятно сложно будет поменять менталитет педагогического состава и особенно родителей. Допустим, молодых и гибких учителей можно было бы перенацелить на уход от соревновательной системы. Но что делать с родителями, которые стремятся дать ребёнку все самое лучшее, в том числе лучшую школу, у которой самые высокие показатели по успеваемости? Родителями, которые на собрании будут требовать отчета об оценках? Помните прекрасный фильм «Однажды, 20 лет спустя», где образцовая, любящая, понимающая мать в исполнении Натальи Гундаревой говорит учительнице: «Родителям приятно про своего ребенка на людях услышать».

Плакат "Учись отлично!" 1945 год

И подобная ситуация возникает у всех: кто-то с радостью (и гордостью) слушает похвалы, кто-то вынужден выслушивать жалобы и упреки. Родители втянуты в соревнование детских оценок.

Многие русские мамы помогают детям с уроками и почти все проверяют домашнее задание. Чуть ли не до 11 класса.

Доходит порой до абсурда: мамы покупают в интернете поделки на конкурсы в детский сад! Это уже соревнование родительских амбиций, реализация каких-то внутренних программ взрослых людей.

Так что мы можем сколько угодно восхищаться финскими школами, но наши школы не изменятся, пока мы не изменим себя.