Проблема гаджетов – одна из самых болезненных для родителей, и никто толком не знает, как ее решать. Собственно, решение существует только одно, радикальное: нет гаджетов – нет проблемы. Но мало кто из современных родителей на такое способен. Даже самые стойкие в какой-то момент сдаются.

«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя» - это общее место. Всем понятно, что если родители постоянно тупят в смартфон, то наивно ожидать от детей чего-то иного. Но даже если родители не страдают зависимостью от соцсетей и мессенджеров, это все равно не гарантирует успеха в отношении детей. В конце концов, родители выросли ещё в то время, когда книга была лучшим подарком, и у них есть опыт, чем занять себя, если отключился интернет. У детей поколения Z все значительно сложнее.

Дети не могут жить без смартфонов и гаджетов

Они не умеют гулять во дворе, потому что там попросту нечего делать, - зато они круглые сутки в онлайне и постоянно чатятся с одноклассниками. Они не умеют узнавать домашнее задание по телефону (у многих из них даже вовсе нет домашнего телефона) – вместо этого они скидывают домашку в вотсап или смотрят в электронном дневнике. В телефоне они слушают музыку, рассматривают смешные картинки, узнают погоду, постят фотки, смотрят мультики, играют в онлайн-игры, узнают ответы на любые вопросы и чего только ещё не делают. Без телефона они не смогли бы прожить и пары часов.

Возможно ли контролировать время, которое ребёнок тратит онлайн? Чем старше ребенок, тем это труднее. На мой взгляд, мудро поступают те родители, которые максимально оттягивают появление у ребёнка собственных гаджетов.

Ребёнок начинает интересоваться светящимся экраном очень рано. Мне когда-то довелось наблюдать шуточное соревнование для малышей до года - «забег в ползунках». Суть была в том, чтобы ребёнок как можно скорее дополз до конца дорожки длинной метров 10. Мамы придумывали всевозможные способы заставить малыша ползти в заданном направлении, и большинство были не оригинальны, приманивая младенца планшетом.

Родителям, конечно, удобно использовать планшет в качестве утешителя на случай капризов. Но к сожалению, это путь наименьшего сопротивления. Ребёнка, привыкшего к планшету, уже трудно будет заинтересовать чем-то не электронным.

Маркетологи чувствуют родительские интересы и с удовольствием разрабатывают всевозможные «развивающие» приложения для самых маленьких. Беда в том, что такие приложения на самом деле мало что развивают, они главным образом вырабатывают зависимость.

Малышу нужно активно познавать мир, накапливать знания об объеме, пространстве, весе, форме и цвете предметов, материалах, фактурах, запахах… о том, как предметы себя ведут, если их сжать, бросить, укусить… Пересыпание крупы из кружки в кастрюлю даст малышу несравнимо больше информации, чем суперсовременное развивающее приложение.

Общение с плоским экраном не даёт ему никаких знаний о мире, а развивает лишь ловкость в сенсорном управлении (которой без труда можно овладеть в любом возрасте).

Первокласснику может уже потребоваться мобильный телефон, но вовсе не обязательно покупать сразу смартфон, который неизбежно будет его отвлекать. Можно ограничиться простой «звонилкой», по крайней мере до тех пор, пока воля и самоконтроль школьника «дозреют» до понимания, когда уместно пользоваться телефоном, а когда – не время.

Есть и другая проблема – на переменах дети «утыкаются» в телефоны, вместо того, чтобы дать отдых глазам, напрягают их ещё больше. Опасность испортить зрение грозит, между прочим, не только владельцу телефона, но и друзьям, окружающим играющего на переменке.

Так или иначе, мы со своими детьми стремились максимально отсрочить момент появления в их руках смартфона. Но в дальнейшем, когда этот момент наступает, контролировать онлайн-время становится все труднее. До определенного возраста ребёнок ещё подчиняется вашим правилам: сначала сделать уроки, помочь по дому, потом наступает время игр или просмотра мультика (причём это время засекается мамой и завершается по истечении часа). Но подростка уже не проконтролируешь, и остаётся надеяться на его собственный здравый смысл.

Изъятие телефона или планшета – мера очень жесткая, и ведёт к предельному натяжению той «ниточки», которая связывает вас с ребёнком. Нужно быть очень осторожными в применении этой меры, чтобы ниточку не порвать.

Пожалуй, больше мне нечего сказать о гаджетомании. Рецепта от этой болезни у меня нет, как нет его ни у кого из психологов и педагогов, которых мне доводилось читать. Остаётся только вздыхать и разводить руками.

Фото - фотобанк Лори