Тема сегодняшней колонки навеяна разговором с пожилой родственницей. Не так давно она водила моего сына в музей; после они зашли в кафе. Каждый заказал себе то, что хотел, сын взял тархун и не угостил ее – ей это показалось обидным. В другой раз он купил пачку сухариков и тоже ей не предложил. И тогда я задумалась: действительно, некрасиво. Видимо, надо специально учить детей делиться, угощать тех, кто находится рядом. Но как это делать?

В моем детстве был замечательный выпуск киножурнала «Ералаш» про мандарин. Один мальчик ест мандарин, а его одноклассник глотает слюни, провожает глазами каждую дольку. Когда мандарин кончается, второй говорит: «Если бы у меня был мандарин, я бы с тобой обязательно поделился!» «Да», - вздыхает первый, вытирая липкие руки. – «Жаль, что у тебя нет мандарина».

В советское время, когда все вкусненькое было в дефиците, тема угощения стояла довольно остро. Лакомиться на глазах у других и не угощать было дурным тоном. Именно про это Агния Барто написала стихотворение «Родительский день».

Сейчас мы живем в изобильное время. В любой момент можно купить мороженое, конфеты, фрукты, чипсы, кока-колу… Так нужно ли делиться вкусненьким в наше время?

Угостить и поделиться

В нашей семье, как, наверное, и в большинстве современных семей, вкусненькое покупается на всех. Семья садится за стол и лакомится вместе, если кого-то нет дома – для него оставляют кусок. Если остается лишнее – делится на более мелкие кусочки и съедается на следующий день.

Споры возникают только из-за шоколада. Это, наверное, самое любимое лакомство у детей, и если шоколадка просто лежит в холодильнике – то велика вероятность, что через некоторое время там обнаружится пустая обертка. Когда дети были младше, они прятали шоколад друг от друга. Сейчас, если кто-то купил себе шоколадку, то предупреждает остальных: «Орео» не берите, это моя! Дочь на днях приклеила к шоколадке записку «Это мне на ЕГЭ». За пять дней никто не притронулся.

Я не вижу в этих «шоколадных войнах» особой проблемы, на сегодняшний день система самоорганизующаяся и стабильная. Если я захожу с сыном в магазин, и он просит купить шоколад, я говорю: «Возьми тогда и сестрам, они ведь тоже захотят». Сама я ем шоколад крайне редко, а муж – только когда долго ведет машину, чтобы взбодриться. И уж в такие моменты дети знают, что это – шоколад для папы, и не просят.

Сын периодически что-то готовит, и непременно хочет, чтобы вся семья попробовала. Иногда готовит что-нибудь для одноклассников и несет угощение в школу.

Наиболее типичная ситуация, в которой все мы угощаем друг друга – это когда мы купили мороженое разных сортов. Каждый предлагает свое и просит попробовать чужое. Это весело.

Мне никогда не случалось расстраиваться из-за того, что меня не угостили чем-то. Кроме одного случая. Мне было семь лет. Мы с родителями и друзьями в выходной день тестировали на озере надувной плот. Сначала его долго надували, готовились, что-то ели на берегу. Потом все загрузились на плот и отплыли. Я перед этим наелась чего-то сладкого или соленого, и мне ужасно хотелось пить. Кроме меня из детей в компании был мальчик чуть старше, у него была бутылка воды или лимонада – не помню точно. Он пил. Я тихонько спросила у мамы, можно ли мне тоже попить. Но мальчик был чужой, сын каких-то малознакомых людей, неизвестно зачем оказавшихся в нашей компании, и маме тоже было неудобно обращаться к ним. А может быть, обратились, а он отказал – я точно не помню. Пришлось потерпеть.

Так все-таки, нужно ли учить детей делиться?

Мне вспоминается одна притча.

Когда мальчик был маленьким, люди говорили про его мать: «Какая она жадная! Никогда не даст ребенку конфету, не откусив половину». Когда он вырос, люди стали говорить: «Какая счастливая мать! Сын никогда не съест куска хлеба, не отломив половину матери».

Не знаю, верно ли это. Мне кажется, в современных условиях, где всем хватает и хлеба, и конфет, звучит немножко искусственно.

В сытом обществе акцент вообще не ставится на еде. Например, хорошо ли приносить в детский сад или в школу крутой гаджет и играть на переменах? Еще несколько лет назад эта проблема была довольно острой. У кого-то был новый айфон, все остальные завидовали. Сейчас смартфоны есть у всех и мало чем можно удивить одноклассников. Квадрокоптер? Гироскутер? И это уже не редкость. Как бы то ни было, нехорошо, мне кажется, на глазах у других делать что-то такое, что вызывает зависть. Неважно, еда ли это, электронная игра или что-то еще. Либо поделись, либо не показывай. Не готов разделить на всех – пользуйся этим дома. Такой принцип я всегда старалась внушить детям.

Так как же быть с сухариками и тархуном? Мне кажется, в этой ситуации уместно сказать: «Можно мне попробовать?» И уж конечно он не откажет, как тот мальчик из моего детства. Конечно, было бы вежливее угостить самому. Но вероятно, ему и в голову не пришло, что бабушка может захотеть попробовать эти табуированные продукты, которыми только и удается полакомиться, когда мамы нет рядом…

Фото - фотобанк Лори