Приглашаем к обсуждению

Последнее время часто поднимается вопрос о безоценочной системе обучения в начальной школе. Мне, учителю младших классов, свойственно думать, что отметки все же нужны.

Я не говорю уже про третий и четвертый классы, где оценивание знаний просто необходимо, иначе будет полный беспредел и дети, не имея никакого стимула, перестанут учить уроки.

Когда в третьих и четвертых классах дети отвечают урок, они ждут похвалы в виде хорошей отметки. Для некоторых, конечно, и отметки не играют роли – они как учились на 3, так и будут, хотя наша с вами задача привить им любовь к учению. И прививать мы ее будем интересными, захватывающими уроками и, конечно же, отметками, которые отразят степень интереса к учебе наших учеников.

Для старательных, стремящихся к успехам учеников «3» – это огорчение, и иногда немалое, но в то же время это и стимул выучить урок лучше. «4» на пути старательных детей – ниточка, которая каждый раз подводит их все ближе и ближе к отметке «отлично».

Конечно, понятно, что отмена оценок, по идее, никак не должна повлиять на стремление детей к знаниям, что они должны принимать учение как должное и обязательное.

Мы склонны думать, что ребята ходят в школу за отметками, а не за знаниями, и поэтому стремимся к отмене отметок, чтобы учащиеся ходили за знаниями.

Хотя учащиеся, сами того не подозревая, стремясь получить хорошую отметку, повышают качество своих знаний. А отметка не только подтверждает полноту знаний, но и оказывает непосредственное влияние на самооценку школьника.

Дошколята пошли в школу. Теперь они ученики. О чем они мечтают? О портфеле, о новых знаниях и, конечно же, об отметках. Они мечтают получить свою первую отметку, и лучше, конечно, если это будет «4» или «5».

Что же они узнают, придя в первый класс? А то, что отметок вовсе и нет – это миф, придуманный родителями, бабушками и дедушками, – и что оценки будут лишь через год, а может, и вовсе их не будет.

Конечно, они расстраиваются, каждый раз интересуясь: «Мне «4» или «5»?»

На мой взгляд, для малышей отметки еще более необходимы, чем для старшеклассников, так как эти ученики еще не испорчены влиянием «плохой школы» и отметку воспринимают как награду.

Понятно только одно – что пятибалльная система оценок в школе себя изжила, работает неэффективно. Любая оценка очень жестко регламентирует деятельность ученика...

Учителя выходят из положения, придумывая солнышки, звездочки, квадратики и пр. А ведь первоклассникам, как никому другому, хочется настоящих отметок: «5», «4», «3». Им необходим эмоциональный всплеск. При этом возникает вопрос и об объективности отметок.