Мы часто говорим о важности присутствия старшего поколения в жизни  ребенка. Но забываем о том, что для бабушек и дедушек внуки не менее важны. Именно они дают пожилым людям заряд энергии и приносят в их дом новую жизнь.

Понятно, что вырастив своих детей, взрослые облечено вздыхают, что вот, наконец, закончились бессонные ночи, когда детки болеют, больше не надо переживать по поводу отметок в школе и думать 24 часа в сутки, как воспитать и вырастить. Все это остается далеко позади. Но чаще всего, к моменту появления внуков, наши родители успевают и отдохнуть, и соскучиться по малышам.

Дети - как новая жизнь, как ее новый виток. Да, безусловно, ребенок забирает много энергии, и людям зрелого возраста нередко бывает тяжело нянчиться с малышами, но эти же малыши служат дополнительным источником жизненной силы. Они как батарейки, носятся по дому и заряжают своей  энергией все, к чему прикасаются.

Дедушка нужен внукам, особенно мальчикам

Дед и его диван

Мой папа, будучи не слишком активным даже в молодом возрасте, к пенсии и вовсе залег на диван у телевизора, полностью закрепив на нем свои позиции. Выбирался он со своего лежбища только, чтобы поесть или покормить собаку, в исключительных случаях он вставал с дивана, чтобы что-то сделать по дому.

С рождением первого внука в жизни папы (теперь уже деда) особо ничего не изменилось. Разве только вставать с дивана теперь приходилось чуть чаще обычного, так как в его обязанности входило укачивание малыша на прогулке. А так как засыпал на улице внук минут за десять-пятнадцать, особых хлопот у деда не возникало. Безусловно, он никогда не отказывал в посильной помощи (принести, подать, подержать), но участвовать в воспитании не рвался и никакой заинтересованности в жизни внука не проявлял. Чем, признаться, немало расстраивал и огорчал, временами мне казалось, что он вообще забывает, что у него есть внук. Мама успокаивала, обосновывая поведение отца суровым характером и неумением ладить с маленькими, и уверяла, что все изменится, когда сын немного подрастет.

Сын подрос, но ситуация не изменилась, даже наоборот, безучастность деда привела к тому, что ребенок даже не заходил к нему в комнату и стеснялся спросить у него элементарные вещи, уже не говоря о простом разговоре. Все мои попытки наладить контакт  между дедом и внуком к серьезным результатам не приводили.

Одно время я даже пыталась писать деду записки с просьбами сына, тому только нужно было их передать. Но никакого результата не было, сын доходил до комнаты деда, потом разворачивался и шел ко мне, прося меня передать записку. Притом при всей внешней суровости, дед никогда в жизни не наказывал ребенка и даже не прикрикивал на него, но, по-видимому, безразличие повлияло на сына еще больше, чем возможная строгость. В конце концов, я смирилась, и оставила обоих в покое, решив, что у сына будет не совсем обычный дед.

Дед держит на руках внучку

Диван сдает позиции внучке

Спустя год лед все же тронулся, но не благодаря моим попыткам наладить связь между ними, и не из-за внезапной тяги  деда и внука друг к другу. А благодаря рождению дочери. С появлением внучки жизнь деда и отношение его к младенцам изменилось кардинально. Первые полгода, с момента, как я передала малышку ему на руки, выходя из роддома, дед и внучка расставались только на ночь. Дочь часами лежала в компании деда на его диване, сначала просто мирно спала с перерывами на еду, затем гулила и играла, перебирая его пальцы. Порой, чтобы пообщаться с дочерью, мне приходилось сидеть с ними вдвоем, потому что дочь уходить от деда не желала.

Став старше, малышка не ползала, а пыталась сразу пойти, поэтому мы месяца три водили ее за руку, так как на руках она сидела мало и неохотно. Каково же было мое удивление, когда дед встал со своего дивана  и пошел с внучкой по дому. Притом было это не однажды и не пару минут. Они ходили ежедневно и подолгу, а потом шли наматывать круги в коляске по улице.

Вечно надутый и суровый дед расплывался в улыбке при виде внучки, сюсюкал и заигрывал с ней, и она отвечала ему взаимностью.  Когда девочка доросла до более-менее коммуникабельного возраста, она без всякой опаски пристала к деду со своими детскими просьбами. Она не стеснялась тревожить его сон, ползая по нему и теребя до тех пор, пока он не проснется и не надует ей очередной воздушный шарик.

Сын, видя такую идиллию в отношениях сестры и деда, начал посылать малявку к деду с просьбами для него самого.  Если, к примеру, сын просил достать с верхней полки шкафа палатку, а я была занята и отсылала его с этой просьбой к деду, он, в свою очередь, подговаривал младшую сестру и уже та, не чуя подвоха, передавала на своем пока еще тарабарском языке просьбу деду. Тот же не мог отказать внучке, и в очередной раз, нарушая свой покой, лез за нужной детям вещью. Так они втроем сосуществовали довольно продолжительное время. Но раз за разом, просьба за просьбой сын осмелел. И время, когда он забегал в комнату деда, молча смотрел на него, а потом бежал ко мне и жаловался, что дедушка не хочет с ним играть, миновало.

Перерождение деда в дедушку

Теперь у деда есть не только внучка, но и внук. Конечно, наш дед далек от идеала, и даже быть просто хорошим дедом (в общепринятом понятии этого слова) ему надо еще учиться и учиться. Но для него самого активное  общение с внуками – большое достижение. Еще год назад никто и подумать не мог, что он будет играть с ними в футбол и учить внука боксерским приемам, нокаутируя подвесную грушу.  

Сам того не замечая,  дед стал для детей дедушкой. Они бегут к нему хвастаться новыми игрушками, любят заглядывать в его тарелку, когда он обедает, тянут его на улицу играть в мяч или стрелять из лука. Притом, никогда не проявляя к детям настоящей строгости, он имеет на них огромное влияние, особенно на внука. Частенько я не могу сладить с сыном, и чтобы избежать скандала, зову на помощь деда. Тому стоит только показаться в зоне видимости, как сын тут же меняет линию поведения.  Он слушается деда и точно знает, что тот всегда прав, хотя иногда все же просит меня повлиять на него, чтобы тот уступил и позволил очередную шалость.

Недавно где-то читала, что для детей, особенно мальчиков, важно присутствие в их жизни деда. И это, безусловно, так.  Я полностью согласно с утверждением, что люди более старшего  поколения способны вложить в ребенка такие жизненно важные качества, как доброта и самопожертвование, желание отдавать и совершать подвиги. Но и ребенок, даже самый маленький, самый несмышленый и неопытный, способен дать своим бабушкам и дедушкам не чуть не меньше, чем они ему.

В нашем конкретном случае – даже больше. Конечно, и нашему деду есть, что рассказать внукам, что вспомнить и чему научить. Но сами дети пока не доросли до таких бесед, зато уже успели дать деду массу новых эмоций и заставили его встать с дивана, что до них не удавалось сделать никому. Чему я сама искренне рада, потому как кому, как не деду баловать внучку и вкладывать важное и нужное во внука.

Ни одна бабушка не заменит дедушку

Я сама росла вдали от одного дедушки и при полной безучастности второго. Видимо поэтому мне в свое время не хватило дедовского общения, но я понимаю, насколько это важная часть жизни ребенка.  И общение с дедом не сможет заменить ни одна, даже самая лучшая, бабушка.

Мой двоюродный брат рос рядом со своим дедом. У них были идеальные отношения. Дедушка научил внука всему, что знал сам. Аккуратность, терпение, последовательность, дотошность и внимательность ко всему, чем занимаешься – вот те качества, которые перенял брат у деда. Дедушка практически дал внуку профессию, научив его досконально разбираться в устройстве автомобиля.

Наш дед в машинах не разбирается, но он может научить внука ловить рыбу и варить уху, метко стрелять из лука и рогатки, рубить дрова, красить забор и сводить масляную краску с джинсов. И я очень надеюсь, что через год-другой  дед и внук сблизятся настолько, что для общения им не понадобиться ни моя помощь, ни помощь сестры и внучки. 

Фото - фотобанк Лори