Случаи из жизни

 

Кто-то учится в одной школе с первого по одиннадцатый класс, а кто-то меняет их как перчатки. Причины, конечно, бывают разные, чаще всего это переезд, поиск учебного заведения с подходящей программой, хорошей базой и прочими «завлекалочками» и несложившиеся отношения в прежней школе. Бывают, разумеется, и другие, но эти, как показывает мой многолетний опыт работы в средней школе, встречаются чаще других.

Н. П. Богданов-Бельский "У дверей школы"

Причина первая. Переезд

Если школу меняют из-за переезда – тут уж ничего не попишешь. Возить ребёнка на другой конец города по нынешним пробкам или в утренний час-пик в транспорте – занятие на любителя. Специалисты утверждают, что детей долгий путь до школы и обратно утомляет. Оптимальным вариантом для младшеклассников станет тот, при котором на дорогу в один конец тратится не больше двадцати минут, для старшеклассников – немногим долее. Хотя, если школа хорошая и ребёнку в ней комфортно, а переехала семья не слишком далеко и есть возможность возить  школьника на учёбу, лучше, пожалуй, никуда его не переводить. Ведь нет гарантии, что на новом месте всё сложится так же хорошо.

С первой школой Ане повезло. Их класс был очень дружным, ссоры если и случались, то редко и совсем уж незначительные. Одноклассники жили в соседних домах и часто вместе гуляли, ходили друг к другу на дни рождения и просто в гости. Учились все ребята по-разному, но это не портило их отношений. В общем, всё складывалось как нельзя лучше. Поэтому сообщение родителей о переезде в другой район девочку расстроило. Но делать было нечего, и в четвёртый класс она пошла уже в новой школе.

Первого сентября на праздничной линейке по сложившейся привычке Аня доброжелательно улыбнулась новым одноклассникам и приветливо поздоровалась и с удивлением увидела, что ей ответили всего двое-трое, да и то сквозь зубы.

Дальше – больше. В новой школе классы набирали по определённому принципу: в «А» - учеников посильнее, в «Б» - середнячков, в «В» и «Г» - публику, в чьих дневниках и тройки-то терялись среди сплошных «пар». Но для отличницы Ани ни в четвёртом «А», ни хотя бы в четвёртом «Б» места не нашлось. Поэтому в своём четвёртом «В» она была белой вороной. Но низкий уровень – это не самое страшное. Были бы нормальные отношения.

Однако новый Анин класс не мог похвастать и этим. Друг друга все называли исключительно по фамилиям или даже прозвищам, дети ненавидели классного руководителя, немолодую неопрятную женщину, а та, в свою очередь, терпеть не могла своих учеников. Единственную отличницу в классе и парочку случайно затесавшихся хорошистов остальные ребята поначалу пытались третировать. Но те оказались одновременно и стойкими, и не вредными, давали списывать и подсказывали на уроках. Поэтому вскоре от них отстали. Тем не менее, в атмосфере всеобщей неприязни Ане было очень плохо. На переменах она одиноко стояла у окна, смотрела на свой дом и с трудом сдерживала слёзы. Вечерами, вернувшись с занятий в школе искусств, считала часы, оставшиеся до начала уроков, и облегчённо вздыхала: «Ещё целых одиннадцать часов, какое счастье». А утром было всё по-старому: ненавистная школа изо дня в день и класс, в котором никто ни с кем не дружил.

 Н.П. Богданов-Бельский "Устный счет в народной школе Рачинского"

Причина вторая. В поисках лучшей доли

Разумеется, большинство родителей хотят своим детям только самого лучшего, поэтому стараются подобрать хорошую школу. Если это не получается с первой попытки, то некоторые устраивают этакий школьный слалом, переводя детей из одного учебного заведения в другое иногда даже в середине учебного года. И это далеко не всегда идёт на пользу ребёнку.

Поначалу в районе-новостройке школа была всего одна. В неё принимали всех подряд, но при этом каким-то чудом сложилась очень благоприятная ситуация. В школе и дети были в основной своей массе хорошие, и педагоги как на подбор замечательные, и администрация толковая и активная. Ученики обожали свою школу и буквально жили в ней, благо кружков и секций было много, а учителя «горели» на работе и были готовы во всём помочь и поддержать. Поэтому вскоре у школы сложилась отличная репутация. Появилось много желающих и из других районов учиться именно в ней.

Однако уже через год рядом построили новое здание, которое украсила гордая вывеска «Гимназия». Родители некоторых из учеников дрогнули, поддались искушению и перевели своих детей в неё.

Так случилось и с Надей. Она очень не хотела уходить в гимназию: ведь её семья недавно переехала, она только-только полностью привыкла, освоилась, ей нравилась школа, в ней были друзья и любящая «своих детей» классная руководительница, а тут снова всё оставлять и уходить в неизвестность. Но родители настояли на своём.

В итоге Надя два года, вплоть до выпускных экзаменов, училась в гимназии. При этом все «огоньки» и другие мероприятия она проводила со своим старым классом, за помощью в учёбе обращалась к прежним учителям (те, честь им и хвала, никогда не отказывали), а бывшую классную руководительницу так и считала одним из самых близких людей. Хорошо хоть, гимназия от любимой школы находилась буквально в двух шагах, и Наде не приходилось бегать уж очень далеко…

Со дня окончания школы прошло уже почти пятнадцать лет. Но Надежда до сих пор с теплом вспоминает единственный год, проведённый в обычной районной школе, поддерживает отношения с одноклассниками из неё и крайне редко общается с «гимназистами». А ещё очень жалеет, что не уговорила родителей не переводить её в гимназию и не гнаться за красивым названием.

Н.П. Богданов-Бельский "У больного учителя"

 

Причина третья. Когда позади всё плохо

Иногда о причине перевода родители предпочитают не распространяться. Обычно такое бывает, если в старой школе у ребёнка почему-то не сложились отношения. Как правило, администрация и учителя новой школы сразу понимают, что ученика переводят из-за каких-то проблем.

Хороший классный руководитель обязательно читает личные дела учеников, особенно  характеристики (если они есть): в них можно почерпнуть важную информацию. Более того, иногда даже звонят в прежнюю школу, чтобы побольше узнать об ученике. Конечно, такое случается нечасто, да и делается это в большинстве случаев вовсе не для того, чтобы не принять ребёнка. Но ситуации бывают разные. И опытные учителя предпочитают заранее знать, с кем предстоит иметь дело. В том числе, для того, чтобы помочь самому ребёнку. Ведь, например, бойкому мальчику нужно одно окружение, а тихой девочке – другое.

Когда мама потенциального ученика принесла документы мальчика, директор школы узнала, что раньше он учился неподалёку. Это удивило её. Она руководила самой обычной школой, не плохой, но и не знаменитой, и веских оснований переводить ребёнка во вверенное ей учебное заведение в середине года, вроде бы, не было. Директор прямо спросила об этом, мама мальчика явно смутилась и не смогла ответить ничего вразумительного.

Тогда директор позвонила своей коллеге, руководившей соседней школой, и узнала, что мальчик на прежнем месте учёбы показал себя наихудшим образом и просто измучил одноклассников и учителей. Его родители, хотя и понимали педагогов, никак повлиять на сына не могли и приняли решение попробовать перевести ребёнка в другую школу. Директор была неприятно удивлена, но не принять ребёнка не имела права. Подумав, она нашла выход: зачислила драчуна и скандалиста в сложившийся крепкий и дружный класс, где училось несколько спортивных сильных мальчиков, способных дать отпор, а классным руководителем был двухметровый бывший десантник.

Её «военная хитрость» удалась: новый ученик поначалу пытался устанавливать свои правила игры, но встретил такое единодушное сопротивление, что быстро «сдулся» и стал вести себя вполне прилично.

Н.П. Богданов-Бельский "Ученицы"

Причина четвёртая. Особый случай

Увы, бывают и особые причины для перевода ребёнка и молчания родителей. Я за годы работы в школе с такими случаями сталкивалась трижды. Может показаться, что три раза – это немного. Но за каждым из них трагедия. Да и у моих, коллег, знаю, бывали такие ученики. И каждый раз это наша беда, память о которой не стирается с течением времени. И всего больнее от того, что помочь почти ничем нельзя.

Клим заметно отличался от своих одноклассников. Замкнутый, нелюдимый, он редко смотрел собеседникам прямо в глаза и всячески избегал общения. При этом учился великолепно, регулярно побеждал в разных конкурсах и предметных олимпиадах. Классный руководитель внимательно изучила личное дело и медицинскую карту нового ученика, но не нашла в них ничего, что объяснило бы ситуацию. «Ну, значит, такой характер», - решила она и взяла мальчика под своё крыло.

Класс, в котором учился Клим, был одним из лучших в школе. Причём во всех смыслах: ребята хорошо учились, были очень дружны и по-настоящему привязаны друг к другу. Классного руководителя девятиклассники любили и уважали. Поэтому просьбу женщины относиться к Климу внимательно и при этом снисходительно восприняли как руководство к действию.

Юношу привлекали к участию во всех мероприятиях, давали небольшие роли в капустниках, гордились его достижениями в учёбе и всячески демонстрировали это. А ещё – никому не давали в обиду.

Скоро Клим буквально расцвёл. Он полюбил долгие беседы с классным руководителем, стал гораздо активнее, с большей охотой шёл на контакт. На первом же родительском собрании мама мальчика подошла к учительнице и со слезами на глазах поблагодарила: «Это первая школа, в которой мой сын счастлив».

Так продолжалось довольно долго. Но потом грянула беда. Юноша влюбился в одноклассницу. Добрая девочка, хоть и не отвечала ему взаимностью, искренне старалась быть как можно более деликатной и мягкой с Климом. И его, казалось, всё устраивало. Только вот все начали замечать, что он снова замкнулся, стал не просто нелюдимым, а резким, болезненно обидчивым и вспыльчивым. Ему казалось, что вокруг одни враги, которые хотят обидеть объект его чувств (хотя это, конечно, было совсем не так).

Закончилось всё плохо. Во время одной из ссор, начавшихся с косого (как ему показалось) взгляда одного школьника на любимую девушку Клима, влюблённый  выхватил нож для бумаги и кинулся на обидчиков. Его еле успели оттащить оказавшиеся поблизости классный руководитель и одноклассники.

С того дня юношу перевели на надомное обучение. Учителя, ходившие к нему, с болью замечали, как под воздействием сильных препаратов, которые ему назначили врачи-психиатры, меняется личность, ухудшается успеваемость и портится характер. Многие из преподавателей даже опасались Клима, хотя и очень жалели своего несчастного ученика и его бедных родителей.

Больше в школу Клим не вернулся, при его заболевании учиться среди других детей ему было нельзя. Как выяснилось, родители прекрасно знали о болезни сына. Именно поэтому мальчик часто менял школы. Учителя и родители одноклассников Клима понимали всю тяжесть ситуации и сочувствовали семье больного ребёнка, но при этом им было страшно думать о том, что могло случиться, не останови юношу классный руководитель и соученики.

Конечно, далеко не всегда новая школа – это только проблемы и головная боль. Нередко дети быстро и легко привыкают к произошедшим изменениям, находят себе новых друзей и чувствуют себя превосходно. Однако всегда нужно взвесить все «за» и «против». Ведь переход в другую школу вовсе не панацея от всех бед. Иногда дело не в окружении, а в нас самих. В этом случае вряд ли найдётся место, где нашим детям будет хорошо. Думается, прав был Махатма Ганди, сказавший: «Хочешь изменить мир – начни с себя».