Я выросла в многодетной семье: из пятерых детей я была старшей. Мне приходилось много помогать маме, как в хозяйственных делах, так и в присмотре за младшими братьями и сестрами. У меня была хорошая возможность наблюдать за тем, как воспитывают детей мои родители. Поскольку с младшей сестрой разница в возрасте у меня почти 15 лет, я была достаточно взрослой, чтобы анализировать то, что вижу и делать выводы, которые мне пригодятся, как будущей матери.

Интересным наблюдением было то, как росли и формировались два моих брата, разница в возрасте у которых 6 лет. Со старшим из них отношения у папы и мамы сложились не очень близкие: они были молоды, когда родился сын, привыкли к покладистым характерам двух дочерей, и особых идей по воспитанию мальчика не имели. В итоге мой брат нашел поддержку в кругу друзей – родители не были для него авторитетом, он рано начал вести самостоятельную жизнь, из-за чего по глупости попадал во множество переделок.

Воспитывая младшего сына, родители решили, что больше не допустят прежних ошибок. Папа изо всех сил старался стать другом моему младшему брату: он проводил с ним время, брал его с собой, когда ездил по делам, разделял его увлечения. Эти отношения с отцом помогли младшенькому научиться принимать верные решения в жизни, сохранить контакт с родными, а самое главное – сделали его сердце мягче, добрее.

Оба моих брата сейчас имеют семьи, мы любим собираться вместе. Однако видно, насколько сложнее строить свою жизнь человеку, не получившему в детстве внимания в должной мере. И уже сейчас папа пытается возместить ту любовь и тепло, которого он недодал в детстве старшему сыну.

Учиться на чужих ошибках

Все родители совершали, совершают и будут совершать ошибки в воспитании детей. Это такой же факт, как то, что безгрешного человека на земле не существует. Но многих казусов можно избежать, подготовившись к ним. В этом отчасти нам помогут чужие ошибки. Чем больше мы будем общаться с родителями «со стажем» на тему воспитания, тем легче будет нам находить правильные решения для своей жизни.

Я провела небольшой опрос семей, где есть взрослые дочери и сыновья. Опыт воспитания и отношений с детьми у моих респондентов был совершенно разный: какие-то моменты схожи у многих, какие-то – прямо противоположны. Думаю, каждый читатель почерпнет из ответов этих родителей для себя то, что убережет его в дальнейшем от определенных ошибок.

Мало времени и внимания уделяли ребенку

Виктор, 3 детей: «Сожалеем, что мы уделяли мало времени старшим детям, когда рождались младшие. Вообще у меня есть ощущение, что я мало времени уделял воспитанию детей и мало общался с ними. Сейчас я бы больше обращал внимание на формирование их внутреннего мира, а не на спорт и достаток в семье».

Ирина, 3 детей: «Наверное, мне нужно было больше уделять времени детям - больше играть, читать, общаться, молиться с ними».

Екатерина, 3 детей: «Больше всего мы сожалеем о том, что мало времени уделяли детям, особенно это касается папы. Сейчас из-за этого часто возникают сложности в отношениях со старшими сыновьями. Работа и прочие дела стояли у нас на первом месте».

Пытались действовать не по зову сердца, а как учат в книжках

Анна, 5 кровных и 7 приемных детей: «Я думаю, что многие молодые мамы, познавая азы воспитания, стараются все сделать "правильно", как в написано книжках. Я была такой. Сегодня я понимаю, что потребность ребенка в любви нельзя ограничить правильными советами. Типичные заблуждения: нельзя грудничка слишком много держать на ручках (а то привыкнет), нельзя по первому требованию давать  грудь...

С каждым моим последующим ребенком, я осознавала, как быстро пролетают эти самые нежные годы развития. Мне самой хотелось больше держать на ручках и просто быть с моим малышом (и, о ужас, спать с ребенком!) Если бы я вернулась в прошлое, я бы еще больше  питала их любовью и нежностью, не боясь разбаловать (независимо от того, что подумают и скажут другие)».

Марина, 4 кровных и 2 приемных детей: «Я перестаралась с правилами и послушанием. Намного важнее услышать и понять, чем говорить и требовать.  Я читала много американских книг о послушании и посчитала это важнейшим аспектом в воспитании. Мы задавили этим.

Сейчас я бы больше дала свободы и развивала бы ребёнка как личность, больше бы позаботилась о психоэмоциональном  здоровье, чем о выполнении правил. Бесконечные правила и ограничения не позволяют раскрыться и действовать самостоятельно.  Ребёнок становится неуверенным в себе. 

Нам понадобилось несколько лет, чтобы наладить отношения со старшим сыном. Он всегда был очень послушным, но как оказалось, нас и наши правила он тихо ненавидел. И как только появилась возможность вырваться из этого, он это сделал.

Пару лет он с нами не хотел разговаривать. Мне понадобилась помощь психолога, что бы все понять, принять и попытаться изменить.  Это очень больно. Я хотела сжечь все эти книжки (вместе с авторами), потому что я все делала правильно, но дети очень разные и нельзя всех загнать в одни рамки».

Были слишком строги

Виктор, 3 детей: «С первым ребёнком были слишком принципиальны и строги».

Наталья, 4 детей: «Наши старшие девочки были послушны, а когда родился упрямый мальчик, меня удивляло его непослушание. Поэтому мы его часто наказывали, сейчас я сожалею об этом и думаю, что можно было на многое закрыть глаза».

Марина, 4 кровных, 2 приемных детей: «Нужно больше говорить детям о любви, хвалить, целовать и обнимать. Принимать, гордиться ими и говорить им об этом. К сожалению, двум нашим старшим сыновьям не повезло на счет школы – я их изматывала, потому что нам внушали учителя, что наши дети никогда-никогда не закончат школу. Сейчас, не смотря на их тройки, оба сына учатся в институтах».

Виктория, 3 детей: «Папа чаще был на работе и, приходя домой, хотел только жалеть и обнимать детей, а я больше времени была с ними, и больше наказывала их. Сожалею о том, как мы использовали свой язык: ругали и уязвляли вместо того, чтобы наставлять и созидать наших детей».

Сравнивали детей с другими, беспокоились «а что скажут люди?»

Ирина, 3 детей: «Я не учитывала особенности характера своего старшего сына. Его спокойный нрав, застенчивость, желание побыть одному – мне хотелось переделать его, что было ошибкой. А с дочерью и сейчас допускаю сравнение с другими, она этого не выносит, и я понимаю, что нельзя так делать!»

Елена, 4 детей: «Сожалеем, что допускали крик на детей, что запрещали какие-то вещи, чтобы не выглядеть в глазах других людей плохо. Стыдили, сравнивали  с другими, при других говорили о них, об их поведении».

Не общались по душам с ребенком

Ирина, 3 детей: «Нужно открывать свое сердце детям. Для меня это трудно. Я интроверт.  Но думаю что это очень важно – делиться своим внутренним миром и быть готовым выслушать и принять детей».

Ирина, 3 детей: «Все основные ошибки я допустила со старшей дочерью. Редко говорила, что она красивая (боясь, что она зазнается), что люблю ее (считая, что это и так очевидно), очень мало хвалила (хотя было за что, но я боялась, что она загордится, в то время как сама  гордилась ею).

Когда дочь была подростком, я была слишком строга и категорична с ней, диктовала, что ей надеть, советовала, с кем дружить. Слишком много контролировала. Очень мало вела задушевных, доверительных бесед. В результате у меня с ней самые сложные отношения из всех детей. А она считает до сих пор, что я к ней слишком придираюсь, недостаточно люблю, не понимаю её и т.д.»

Елена, 3 детей: «С дочерью был кризис в общении с 15 до 19 лет. Это был сложный период для нас, дочка был закрыта, и не хотела общаться. Были разные времена, скандалы и слезы, примирение и снова слезы. Но в какой-то момент я поняла – криком не поможешь. И я решила меняться – с терпением, потихоньку, снова и снова пытаться приблизиться к ней. Сейчас между нами нет секретов, она советуется со мной и говорит обо всем. И очень часто говорит мне о том, что сильно меня любит».

Дали чересчур много или слишком мало самостоятельности и ответственности

Ольга, 2 детей: «Одно я знаю точно, если бы была возможность что-то изменить, я бы не стала так долго помогать с домашними заданиями в школе (до 8 класса), т.к. это не учило сына брать ответственность.

Ещё, так как наш сын инвалид детства, то я долго не привлекала его к помощи  в выполнении домашней работы (убрать дом, чистить картофель и т.д.). Теперь мне нужно учить его этому, а он постоянно ищет лазейку, чтоб не делать».

Виктория, 3 детей: «Слишком ранняя самостоятельность несет плохие последствия, хотя я думала, что это, наоборот, доверие и взращивание ответственных детей. И еще: нельзя приучать детей к порядку только потому, что ты имеешь власть над ними. Если у них не будет внутренней мотивации, это не принесет плодов».

Елена, 3 детей: «Больше всех от наших с мужем ошибок пострадал старший сын. Когда он родился, мне было 19, мужу 20. Наш старший интроверт, послушный и бесконфликтный.  Мы не давали ему свободы выбора. Выбирали и решали за него.  В результате: в 23 года он не знает толком, чего он хочет в жизни. Мы выбрали за него профессию, потому что на момент выбора, он совсем не знал, чего хочет. Как следствие – отучившись 3 года, он бросает университет и идет в армию. Он до сих пор не знает, чего хочет. Мы очень надеемся, что армия повлияет на его приоритеты и решения».

Не настояли на дополнительном обучении и развитии талантов

Ирина, 3 детей: «Если бы можно было что-то изменить, я сейчас бы больше заставляла детей читать или сама бы читала им. Младших отдала бы на музыку. Старшая дочь училась, а младшие не хотели, да и я думала это не их. Теперь оба жалеют,  даже пытались сами нанимать репетитора. Я считаю, что музыка развивает и дисциплинирует».

Наталья, 1 ребенок: «Жалею о том, что разрешила не учиться в музыкальной школе, когда дочери расхотелось. Теперь она мне это припоминает все время, а мне было жалко смотреть на ее слезы. Можно сказать, я часто шла у нее на поводу».

Во время проводимого мною опроса не все решились рассказать, о каких ошибках в воспитании они сожалеют сейчас, когда дети уже выросли. Кто-то отшучивался, кто-то уверенно говорил, что делал все правильно, а кто-то просто не хотел вспоминать то, что давно уже в прошлом.

Чтобы признаться себе в своих ошибках, а тем более – рассказать о них другому, нужно иметь настоящее мужество. Поэтому я очень благодарна всем смельчакам, ответившим на мои вопросы, за их искренность и умение анализировать, вникать и замечать важные вещи!

Фото - фотобанк Лори