Многие из нас искренне не понимают мотива, который двигает матерью, оставляющей своего малыша в детском доме. Кажется, как такое вообще возможно – оставить свою кровиночку, отказаться от своего счастья?! Однако, женщины, встающие перед таким непростым выбором, зачастую находятся в тяжелой жизненной ситуации. Вчерашний кавалер и отец ребенка сбежал, родители осудили и выставили за дверь – идти такой мамочке решительно некуда. Отсутствие крыши над головой, работы, средств на пропитание и элементарные нужды толкает молоденьких девчонок на роковой шаг… В эту трудную минуту на помощь им пришли казахстанские бизнесмены, открывшие общественный фонд «Ана yйі» и кризисные центры, готовые содержать эти маленькие неполные семьи, лишь бы детки не остались без попечения при живых родителях…

 

Фото с сайта http://pk-semya.ru/novosti/item/2339-v-magnitogorske-poyavitsya-dom-dlya-mam.html

 

Трудности – кратковременные

Инициатором проекта в Казахстане выступил глава холдинга BI Group Айдын Рахимбаев вместе с его супругой Анарой. Пилотный проект увидел свет в мае 2013 года в Астане, где супруги сняли коттедж и приютили молодых мамочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По итогам 2013 года были спасены от социального сиротства 15 новорожденных детишек, которые остались рядом со своими мамами. Этот шаг создателей проекта вызвал широкий общественный резонанс,  у них появилась мысль объединить вокруг себя других казахстанских бизнесменов и открыть подобные кризисные центры во всех областях республики.

На сегодняшний день организовано 25 домов мамы в 18 городах Казахстана. Последний появился в Аркалыке в конце 2016 года. Основная цель проекта – сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей. Дома мамы становятся альтернативой детским домам, так, только в городе Алматы открытие 4 подобных центров позволило закрыть 2 дома малютки. Организаторы считают, что ни одна женщина осознанно не бросит своего ребенка, ей нужно только оказать своевременную поддержку. Трудности, которые влекут за собой отказ от ребенка, могут быть кратковременными, и женщине просто нужно получить помощь в этот кризисный период. 

История первой постоялицы

17 апреля 2014 года дом мамы, рассчитанный на 11 мест, был открыт и в Петропавловске. Координатором проекта в этом областном центре является Галия Балтабаева, имеющая за плечами большой опыт работы в сфере социальной защиты. Она вспоминает историю первой посетительницы.

Молодая девушка Елизавета (имена героинь изменены) проживала в Омской области вместе с матерью. Там же она познакомилась и встречалась с отцом малыша. Но его родители не приняли Лизу, и парень отвернулся от нее, отказавшись от будущего потомства. Усугубляло положение отсутствие российского гражданства. При постановке на учет по беременности врач настоятельно советовала избавиться от плода.

Недолго думая, девушка вернулась к отцу в Петропавловск, где и родилась ее дочь. Но и здесь она не получила должных условий для жизни: дом был холодный, сырой, и дочурка стала часто болеть… Да и моральной поддержки от отца и мачехи она не получила. В отчаянии Елизавета направилась в один из православных храмов и с младенцем на руках слезно молила Бога о помощи, которая последовала в лице прихожанки, приютившей ее у себя. Затем эта женщина увидела объявление об открытии  дома мамы и привела туда Лизу.

На данный момент в этом гостеприимном доме обрела пристанище 31 женщина, и ни одна из них в итоге не отказалась от своего чада. А это значит, что 31 младенец не попал в дом ребенка!

По словам Галии Казистаевны, существуют определенные правила приема: в доме мамы могут находиться первородящие одинокие женщины от 18 до 30 лет, оставшиеся без поддержки мужей. Также кров здесь находят будущие мамы на третьем триместре беременности, именно отсюда они направляются в родильный дом. Проживать в этом теплом доме мамочки имеют право в течение года, либо до исполнения их деткам полутора лет. Исключение в сроке пребывания существует для выпускниц детских домов, которые и сами были некогда обижены судьбой.

Дом мамы в Петропавловске, Казахстан

Порядок во всем

Все здесь, как дома: уютно, тепло и чисто. Отовсюду доносятся детские голоса, смех, пахнет грудным молоком. На кухне вместе ужинают мамочки и их детишки. К слову, готовят и убираются они сами, для этого разработан специальный график. Мамочки пекут хлеб и аппетитно пахнущие, вкусные лепешки, учатся готовить разнообразные блюда. Галия Казистаевна отметила, что одной из важных задач является приучение девушек к соблюдению порядка, ежедневной работе по дому, ведь все они выйдут отсюда и будут не только мамами, но, если все сложится благополучно, и женами, и хозяйками. К сожалению, большинство из них не получили должного воспитания в собственной семье и не видели достойного примера в лице своих матерей, поэтому именно здесь они приобретают важный жизненный опыт. Недолюбленные и недоласканные, молоденькие девочки находят здесь ту заботу и тепло, которых были лишены в родном доме, и могут поделиться ими со своими детками.

В большинстве своем, девушки попадают сюда в подавленном, депрессивном состоянии, поэтому им также оказывается психологическая помощь. Руководство не препятствует посещению родственников, но только в установленное для этого время – с 11 до 17 часов дня. Такое условие необходимо для осуществления контроля и безопасности всех жителей дома. Кроме того, постоялицы могут отлучаться по своим делам: съездить в больницу, оформить документы; некоторые из них продолжают учебу. О своем уходе тоже нужно предупредить сотрудников дома мамы.

«За состоянием здоровья мамочек и их деток следит медицинский работник Раушан Алдабекова. Она ежедневно осматривает малышей, дает советы по уходу, следит за санитарным состоянием всего дома, составляет графики дежурства. Все детишки закреплены за третьей городской поликлиникой, раз в неделю к деткам приходит участковый педиатр и медсестра. Лекарства, согласно перечня оказания бесплатных медицинских услуг, выдаются больницей бесплатно. Дорогостоящие медикаменты, не входящие в данный список, оплачиваются тем же общественным фондом «Ана yйi». Кроме того, дети получают все необходимое: прикорм, памперсы, одежду; мамы также находятся на полном обеспечении фонда. Ежемесячно на содержание каждой неполной семьи уходит порядка 140-150 тысяч тенге (с учетом аренды и затрат на персонал)», - объясняет Галия Казистаевна.

В 2015 году были подписаны меморандумы о сотрудничестве и взаимной помощи с Управлениями здравоохранения, образования и координации занятости и социальных программ. В рамках меморандума дом мамы сотрудничает со всеми лечебными учреждениями области, в особенности – с перинатальным центром и роддомом при третьей городской больнице. За время работы кризисного центра Галия Балтабаева лично забирала трех молодых женщин, готовых отказаться от своих детей, из родильных домов. Кроме того, координатор поддерживает связь с учебными заведениями, сотрудники которых также оповещают о появлении «проблемных» девушек.

Не будьте нахлебницами!

Для того, чтобы женщины не превращались в иждивенцев, в марте 2016 года при всех домах мамы были открыты швейные цеха. У нас работает мастер, которая обучает мамочек швейному делу. Главная цель этого нововведения – научить их шить, чтобы впоследствии они зарабатывали себе деньги. В будущем они будут шить рабочую спецодежду по заказу холдинга «BI Group». За каждый костюм будет выплачиваться по 2 тысячи тенге, которые будут поступать на лицевые счета девушек, - рассказала Галия Балтабаева.

Но пока промышленный заказ постоялицы еще не осилили. Галия Казистаевна объясняет это их частой сменяемостью: многие мирятся со своими родственниками, покидая гостеприимный дом раньше установленного срока. Однако свои новые навыки мамы успешно применяют на практике уже сегодня: к Новому году они сшили костюмы себе и своим детишкам, поэтому праздник получился очень веселым и зрелищным. Помимо этого, при поддержке Палаты предпринимателей девушки обучаются компьютерной грамотности.

«Наша работа – многогранная. Мы постоянно беседуем с родственниками, отцами детей, готовим документы для выплаты алиментов, помогаем получить диплом без оформления академического отпуска. Вместе мы их наряжали и делали прически на защиту диплома и выпускной в колледже…Три мамочки сошлись с отцами своих детей, одна вышла замуж, шесть девушек примирились с родителями», - пояснила Галия Балтабаева.

Благодарные и не очень

Сейчас в доме мамы проживает 7 женщин с детьми. В последнее время правила приема несколько ужесточили: договор заключается сначала на 10 дней, затем на 3 месяца, а потом уже на год. Это связано с тем, что встречаются и крайне своевольные особы, не желающие соблюдать установленные требования. Координатор проекта с горечью рассказала о трех случаях, в которых была вынуждена выселить мамочек, злоупотреблявших ее доверием. Одна из последних отлучалась по ночам, оставляя без присмотра плачущего младенца.

Большинство же обитательниц дома мамы очень благодарны всем его работникам за оказанную помощь в этот сложный период жизни, когда отвернулись даже самые близкие люди. Галия Казистаевна поддерживает контакт с девушками и часто получает приятные весточки и слова искренней благодарности.

«Я вам очень благодарна за вашу помощь и поддержку, за то, что вы единственная не бросили нас с дочерью в трудную минуту. Когда моя девочка вырастет, я обязательно расскажу ей про это место и таких людей, как вы, чтобы она помнила доброту и не была жестока к людям», - написала сообщение одна из бывших постоялиц дома мамы, Гульмира.

Сегодня она объединилась с другой мамой, вместе они снимают квартиру. Работают по очереди: пока одна уходит, другая присматривает за детьми, ведь ясельных групп для таких крошек в городе нет.

Сила стереотипов

К сожалению, часто сюда попадают девушки, которые отвергнуты своими родителями в силу закостенелых стереотипов. Сложно представить себе мать, которая оставила на произвол судьбы свое собственное, пусть и оступившееся, дитя. Но, как говорится, не судите… Свою историю поведала одна из молодых мамочек.

«Я попала сюда на 9-ом месяце беременности в апреле 2016 года. Мы жили с мужем 3 года, но он не хотел ребенка, и у нас начались конфликты. Мысли отказаться от ребенка у меня не было. Я боялась сказать родителям, они у меня строгие… 9 мая родила сыночка. Ждала, что муж придет, но он заходил к нам всего один раз, сейчас я его уже простила. Отношения с родителями уже налажены, скоро мы поедем домой в деревню. Поддержка со стороны руководства и других мамочек огромная, у всех одна проблема. Я иногда говорю девочкам: «Представьте, что наших детей нет, и у нас совсем другая жизнь», представлять никому не хочется… У меня был очень сильный стресс, я не хотела кормить ребенка, долгое время не принимала его. Сейчас ни о чем не жалею, у нас все хорошо», - рассказала Мадина.

Благодаря финансовой и психологической поддержке и огромной работе персонала мамочки могут спокойно жить в этом доме первое время, ни в чем не нуждаясь и ни о чем не заботясь, получают необходимый багаж опыта и навыков и выходят отсюда с желанием изменить свою жизнь и сделать счастливыми своих детей.

«На сегодня проект перехватывает до 70% отказниц, и этот показатель достигается практически по всем регионам Казахстана. Теперь основная масса таких молодых мам не бросает детей и идет к нам. За три с половиной года проектом «Дом Мамы» было спасено от сиротства 1927 детей. Почти каждый день в разных уголках страны к нам продолжают поступать мамы с детьми – все те, кто нуждается в помощи, тепле и уюте, чтобы сохранить свое маленькое счастье. В результате нашей работы, в этом году в детских домах особенно обострился дефицит новорождённых и детей до 3 лет на усыновление. Их попросту нет!» - написал на своей странице в социальной сети Facebook основатель проекта Айдын Разимбаев в конце 2016 года.

Эти результаты впечатляют, ведь каждый ребенок должен жить в семье, и такая кратковременная помощь дает мамочкам время и силы окрепнуть и не бросать свое чадо.

Российский опыт

Побывав в своем местном Доме мамы, я задалась вопросом, как ведется работа в этом направлении в соседней России. Вдоволь «нагулявшись» по сайтам, я узнала, что здесь функционирует более 70 подобных приютов. Среди 5 самых известных центров помощи женщинам с детьми можно выделить московский центр временного пребывания «Теплый дом», открытый фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам», кризисная квартира региональной общественной организации «Аистенок» в Екатеринбурге, центр защиты материнства «Покров» в Пензе, «Краевой кризисный центр для женщин» в Барнауле и «Смоленский дом для мамы».

Причем если в Казахстане это инициатива отечественных бизнесменов, то в России в таких вопросах на первый план выходит помощь православной церкви. Так, кризисный центр «Дом для мамы» в Москве, открытый в феврале 2012 года, является одним из 25 проектов православной службы помощи «Милосердие». Ежегодно в Екатеринбурге проводится конференция «Сохраним семью для ребенка!», в которой участвуют представители 47 кризисных центров, социальных квартир и гостиниц для мам с детьми из 22 регионов России.

В 2015 году участники ассоциации приютов для женщин с детьми помогли 1009 детям остаться в семье и не попасть в детдом. За первое полугодие 2016 эта цифра достигла 588. Все они решают одинаковые задачи – снижение уровня социального сиротства и количества абортов. Поэтому важно, чтобы их деятельность велась в едином ключе. Правила большинства центров схожи с установленными в петропавловском доме мамы, разнятся лишь возраст и время пребывания матери с ребенком в приюте. Помощь психологов, юристов, врачей, получение профессии, отсутствие нянь, уборщиц и поваров, отказ от вредных привычек, а главное – наличие времени, чтобы прийти в себя и принять единственно верное решение. Каждый ребенок, оставшийся рядом с мамой, - большая победа всего общества, и не важно, в какой стране он живет.