Люди доброй воли руководствуются в жизни искренними намерениями. Добровольцы объединяются в сообщества. Но необязательно быть частью группы, чтобы оказать помощь. Можно делать пожертвования, помогать одеждой, едой или услугой. Один из таких людей – 26-летний Назир Собхани. Он работает парикмахером и один день в неделю бесплатно обслуживает бездомных.

Назир Собхани

Нам есть чему поучиться у таких людей. Нужно воспитывать отзывчивость с детства. Эту задачу поставили себе Московские учебные заведения. В основе лежит система инклюзивного образования: когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся в одном классе со здоровыми детьми.

За и против

Инклюзия возникла в США в 1875 году. Тогда обсуждались понятия толерантности и сострадания. В 1990-х успешный опыт переняла Россия. Теперь и мы учим эти слова. 29 ноября впервые в России состоялся #щедрыйвторник.

Инициатива родилась в 2012 году и получила распространение в 71 стране мира. В этот день устраивают акции, участвуют во флешмобах, запускают кампании. Любое начинание связано с благотворительностью.

 

В 1992 году Генассамблея ООН учредила праздник Международный день инвалидов. Все, кому не безразлично участие людей с ограниченными возможностями в развитии общества и государства, поддерживают их ежегодно 3 декабря.

 

Инклюзивное образование «обкатывалось» на нескольких московских школах. Нужно было достаточное количество времени, чтобы определить все "за" и "против". Смогут ли дети с особенностями развития войти в ритм школьного обучения? Готовы ли здоровые сверстники принять их в коллектив? Оказалось, что нововведению нужно время, как и всему тому, что происходит впервые. Но родители не всех школьников оказались готовы к переменам.

 

 

Инклюзивное обучение. Фото - фотобанк Лори

 

 

Дети своих родителей

 

Некоторые родители считают инклюзивную модель обучения неверной. Они говорят, что ребята с ОВЗ тянут других вниз, и им нет места в современной школе. Любое рассуждение при ребенке откладывается в его голове. Особенно, когда говорят авторитетные родители. Особенно, на такую тему. Мнение школьников неизбежно становится таким же.

 

В этом году к программе присоединились 316 школ Москвы. Дети с ограниченными возможностями здоровья с первого сентября сидят за одной партой с остальными школьниками. Хорошая новость, что на 99% обстановка в инклюзивных классах дружелюбная.

 

 

Где воспитывают доброе начало

 

Школа №1574 занимает 39 место в рейтинге школ топ–300. В том числе благодаря занятиям с детьми-инвалидами. В школе работают логопеды, деффектологи, тьюторы и психологи. Действует программа «Безбарьерная среда»: установлены пандусы, лифты, указатели. Школьный психолого-педагогический консилиум решает как улучшить работу с детьми. Дать ученику дополнительную нагрузку или снизить имеющуюся.

 

Заведующая инклюзивным направлением, Ромашина Людмила Владимировна, рассказала о рейтинговой истории школы: "Если говорить о критериях, то у нас хорошие показатели по ребятам, сдавшим ЕГЭ, дошкольникам и олимпиадникам. Инклюзивое образование - еще одна сильная сторона. Мы не ориентируемся на рейтинг и не гонимся за первым местом. Мы проверяем успехи и смотрим, где улучшить работу. Сегодня это количество выпускников, которые сдают три предмета на максимальный балл".

 

 

ЕГЭ и ОВЗ

 

В этом году свыше 850 московских школьников с ограниченными возможностями здоровья сдавали ЕГЭ. В прошлом 537. В помощь школьники получили увеличительные лупы, крупный шрифт, проигрыватель. Те, кому медицинские показания не позволили проходить тестирование в школе, работали дома. Дети школы №1574 сдали экзамен в основном на 4 и 5, если переводить в пятибалльную систему.

 

 

Олимпиадный настрой

 

Школа готовит детей-инвалидов к олимпиадам. Третий год они отправляются на интеллектуальные соревнования по окружающему миру. Призовых мест нет, но главное социализация и адаптация.

 

В инклюзивных классах труднее всего приходится учителям. Они стали в два раза внимательнее и в сто раз осторожнее. При этом уроки увлекательны для всех ребят. Дети взаимодействуют и ни в коем случае не переходят «на личности».

 

Учитель английского языка, Минеева Лия Ваизовна - одна из тех, кто подготавливает деток с особенностями к олимпиадам: "Скептики считают, что дети с ОВЗ не способны на успехи в интеллектуальных поединках. Я тренирую ученицу с проблемами речевого аппарата. За теоретическую базу мы не переживаем. Волнуемся за устную часть, потому что время ответа ограничено. Но мы сдадим".

 

 

Уроки доброты

 

Мы спросили у Лии Ваизовны, правда ли, что к особенным детям нужно особое отношение. На это учитель дала исчерпывающий ответ: "Правда. Вот, только в моем классе все особенные. Я сейчас даже не о детях с ОВЗ. Олимпиадники, одаренные, эмоциональные, средние каждый уникален. Поэтому мы идем по индивидуальным программам".

 

В школе проходят "Уроки доброты". Ребятам объясняют, что все люди разные, что дети с ОВЗ такие, что с ними случилось и почему. "Когда урок проводился впервые, я боялась, что здоровые дети они будут "тыкать" в одноклассников, - говорит Лия Ваизовна, - но после показа фотографий и фильма на экране, здоровые ребята стали говорить: "Да, жалко ИХ". Они не соотносили школьников с ОВЗ с детьми на экране. Для них нет разницы между собой и одноклассниками".

 

Исследования в области инклюзивного образования показывают четкую картину. Школьники, в чьи классы пришли дети с особенностями развития, стали отзывчивее сверстников. В инклюзивных школах толерантнее относятся к тем, кто страдает лишним весом или носит очки. Ребята из таких классов тысячу раз подумают перед тем как взять в руки сигарету, потому что знают цену здоровья. Школьники с особенностями развития чувствуют себя частью общества и больше не боятся насмешек и настороженного отношения.