Кто позаботится о нас?

Мы думаем, если будем заботиться о ребенке, то и он будет заботиться о нас, любовно и прилежно. И светит нам счастливая и безмятежная старость. Фигушки!

Кому-то  из детей, возможно, этого и достаточно. Достаточно видеть наглядный пример, как родители заботятся о нем, и он начинает также заботиться о родителях.

Есть и другая группа детей, которые полагают, что родители обязаны о них заботиться, а они никому и ничего не должны. К сожалению, таких детей приходится наблюдать все чаще. Это присуще нашему времени.

Умение сострадать, сопереживать, заботиться и любить приходится взращивать в подрастающем поколении не только личным примером.

Забота о старшем поколении

Ода соцреализму

Несмотря на все перекосы, присущие эпохе развитого социализма, была в ней огромная потенциальная сила.

Все виды искусств были направлены на одно - воспитать честного, порядочного, совестливого человека, душой и делом преданного идеалам коммунистического строя (последнее можно отбросить и оставить воспитание порядочного человека).

Вспомним свои «литературные шедевры», школьные сочинения, заканчивающиеся немеркнущим: «Эта книга учит.., автор призывает.., герой показывает…». И дальше идет перечень положительных черт характера: мужество, храбрость, отзывчивость, сердечность, умение жертвовать собой, служение…

Наши литературные изыски подавались в форме рассуждения, размышления на тему моральных норм поведения человека. Современные школьные сочинения больше напоминают презентацию некой идеи, жестко зафиксированной определенным количеством слов.

Соцреалистическое искусство носило воспитательный характер, призывало к светлому и прекрасному. Пусть иногда это было пафосно и с перебором. Сейчас искусство служит иным целям и больше не призывает юное поколение к идеалам человечности и гуманизма.

Сама школьная жизнь времен развитого социализма шла в ином ключе, нежели сегодняшняя. Заботе о других нас учили точно так же, как читать и писать. Я со второго класса состояла в команде Тимуровцев, и мы рьяно бегали по квартирам собирали не только макулатуру, но и людям преклонного возраста предлагали свою помощь: купить продукты, убраться, помыть посуду. Также у нас были и свои «подшефные» – детский садик напротив школы (нам самим тогда было 9-10 лет!) Для них мы устраивали концерты, чтения русской классики и проводили занятия по аппликации.

А теперь вопрос: как в наши дни воспитывать у детей «души прекрасные  порывы»?

Пример из жизни

Подруга попала в больницу. Рак. Никто из ее трех племянников-подростков, которых она взяла на попечение после смерти сестры, умершей от рака, к ней не пришел. Никто не поинтересовался, как она себя чувствует. Она, придя в себя после сложнейшей операции на голову, тяжело ворочая языком, спрашивала: «Как дети, куплены ли тетради, записаны ли в кружки и кто им готовит?»

Если современным детям недостаточно живого примера,  если окружающая их действительность оставляет их бессердечными, то стоит их, наверное, обучать «прекрасным порывам» точно так же, как и другим навыкам?

Если мы хотим пребывать в заботе и любви на склоне лет, то заниматься инвестициями надо сейчас, обучая и воспитывая юных отроков.

Начните с заботы о тех, чью любовь дети принимают, как само собой разумеющееся, и кого так часто не ценят. О бабушках и дедушках.

Пожилой человек вне обсуждения

Нам не всегда известны и понятны мотивы поведения пожилых людей. Они такие, какие есть. Их не исправить. Остается одно – принимать с их букетом достоинств и недостатков.

Устаревает физическое тело, уменьшается количество нервных клеток в головном мозге и ухудшается их работоспособность. Вот почему пожилые люди иные, нежели тридцати- сорокалетние.

Это неизбежный процесс, и поэтому бессмысленно обижаться на людей в возрасте. Мы же не обижаемся на то, что осень не похожа на лето. Это другое время года, со своими явными преимуществами и недостатками.

Мысль о том, что жизнь быстротечна и старость неминуема, дошла до моих детей после смерти их любимых хомячков. За три года из шустрых и весьма плодовитых зверьков они превратились в паралитиков со всклоченной шерстью и слезящимися глазками.

Со своим уставом в чужой монастырь

Каждый взрослый человек вправе жить, как ему нравится, если при этом он не является угрозой для окружающих. У каждого есть чудные привычки. Один не терпит никакую «химию» на кухне и моет посуду исключительно горчицей. Другой набирает воду в ванной, считая, что там она вкуснее, нежели на кухне. Кто-то собирает хлебные корки и хранит их в холодильнике…

Если наши беседы с близкими не возымели никакого действия, остается одно – принять их привычки, как милые чудачества.

Если раздражает беспорядок и грязь, то берем в руки  веник и тряпку, наводим порядок. «Тебе не нравятся крошки на полу и пыль на подоконнике? – спрашиваю я дочь, - «Бабушка – человек пожилой. Силы не те и зрение не очень. Ты молодая и здоровая. Достань пылесос и уберись в ее квартире».

Вмешательство

Краеугольный камень многих конфликтов поколений – это вмешательство бабушек и дедушек в жизнь молодых. Старшее поколение считает, что дольше прожило, поэтому лучше все знает. Молодые свой поведенческий рефлекс на вторжение извне отстаивают: «Это моя жизнь. Значит, и решать мне».

Старшему поколению, прежде всего, хочется быть услышанным, поделиться тем, что пережито. Передать свой жизненный опыт – вот, что для них важно. Поэтому слушайте, внимайте. Если находите ценным – принимайте, если нет, поступайте по-своему, мотивируя тем, что жизненные обстоятельства выше вас. Вы хотели, но не получилось… и в глазах грусть. В общем, сплошная дипломатия. 

Да, это обман, но обман во благо.

Главное - выслушать

Иногда наши родители высказывают свое мнение по какому-то поводу, а мы, почему-то  воспринимаем это, как руководство к действию. Нам это не нравится, и мы начинаем возмущаться, а пожилой человек просто выговорился. Главное – выслушать его, а поступать, так как велит сердце и разум.

Умение уступать

Пожилые люди нас учат. Имеют на то право. Их советы надо слушать. Что делать, если мы с ними не согласны? Если для нас этот вопрос принципиален, то нужно постараться добиться консенсуса. Если не принципиально, то уступить. Если разошлись во мнении с бабушкой, в какую школу отдавать ребенка, вы родитель и за вами последнее слово. Если спор зашел, какую куртку надеть малышу на прогулку, уступите бабушке, ей будет приятно.

Бескровное решение

Жизнь порой складывается из каких-то глупых обид и недоразумений. Бабушка просит надеть шапку, сует на дорогу пирожки. Вы отнекиваетесь, что на улице тепло и вы на диете. Бабушка обижается, поджимает губы и хмурится. Хватит мотать друг другу нервы. Наденьте шапку, за углом ее снимите, а пирожки отдайте соседке. 

Дедушка, любитель медицинских телешоу, завалил вас советами, как вылечить насморк и избавиться от кашля. Выслушайте его внимательно, он же старается вам помочь, а лечитесь так, как считаете нужным.

Конфликт между поколениями

Если ссора, недопонимание возникло между старшим поколением и младшим, то родителям лучше не вмешиваться. Пусть ребенок учится разбираться самостоятельно. Да, высказать свое мнение  можно, можно и напомнить, что прощение просит не тот, кто виноват, а кто умнее.

Иногда умнее промолчать, чем высказать свое мнение, зная, что за этим проследует. Ох, как тяжело мне это дается!

Минусы в плюсы

Есть много в пожилых людях того, что нас сильно раздражает. Изменить их мы не можем, но, мы можем извлечь уроки и самим не делать того, что нам в них не нравится. Не нравится жадность – стань щедрым сам. Не нравится скупердяйство и желание все хранить – значит, стоит научиться легко расставаться с ненужными вещами. Не нравится байковый халат и стоптанные тапочки – значит, сама ходи дома в спортивном костюме и домашних туфлях.

Берегите близких

Если близкие люди не могут вам помочь в решении некой проблемы, то и нечего их обременять этой проблемой. Не нужно лишний раз привносить в их жизнь беспокойство и негативные эмоции. Поэтому на работе у вас всегда все стабильно, дети особо не расстраивают, и проблем семейных  нет.

Это не обман, это забота о нервной системе пожилых людей.

Лучше расскажите, на какой выставке вы побывали и как дети замечательно выступили на отчетном концерте в Доме творчества.

Дрессировка навыка «забота»

Очень хочется, чтобы дети сознательно заботились о дедушках и бабушках, делали это от чистого сердца. Но, увы, реальная картинка иная. Поэтому заботу и внимание о близких следует также формировать, как и любой другой навык, посредством постоянного контроля и напоминания. А что делать? Есть другие варианты?

Можно бесконечно «капать на мозги» и стыдить ребенка, что совести и сердца у него нет, а можно выработать в нем здоровый навык, полезную привычку. Пришел из школы, отзвонился бабушке, что уже дома. Едешь в гости к бабушке – надел связанный ею шарф и купил в подарок мороженое (неважно, что это мороженое ты потом сам съешь). Дедушка попросил зайти в магазин – и ты метнулся за покупками тут же. Что для подростка полчаса времени, когда вся жизнь впереди?

Все праздники отмечаются обязательным и радостным визитом к старшему поколению. Им так важно наше внимание! А нам несложно заехать к ним с утра и поздравить, преподнести подарки и попить чайку за неспешным разговором. Это тоже формируется как устойчивый навык.

Ребенок должен видеть, что забота о пожилых – это не скучная обязаловка, а норма поведения и естественная потребность цивилизованного человека.

Фото - фотобанк Лори