Малыши в наше время могут похвастаться большими коллекциями игрушек – тут и мягкие игрушки, и деревянные, и развивающие, и традиционные. Зайдешь в детскую – глаза разбегаются: не только у взрослого, но и у ребенка. Это ли не детское счастье?

Однако психологи советуют: у ребенка должно быть не более 10 разных игрушек для игры! Если игрушек меньше – малыш недополучает полезных знаний об окружающем мире, если слишком много – он просто «теряется» в этом изобилии. Внимание рассеивается, игровые навыки, фантазия и самостоятельность сходят на «нет»… И вот уже дитя неотлучно следует за мамой и просит (требует) с ним поиграть.

Конечно, нам, родителям, приятно баловать и одаривать своих деток, но важно при этом соблюдать меру и здравый смысл. Какие же игрушки – самые нужные? Если покупать слишком много игрушек нежелательно и даже вредно, то без каких игрушек никак нельзя обойтись?

Любимая мягкая игрушка

Мишка. Фото с сайта korablik.ru

 

1. Мишка (или другая любимая мягкая игрушка)

Самая популярная в мире мягкая игрушка – это плюшевый мишка, которого часто называют «мишка Тедди» в честь президента США Теодора Рузвельта. Однажды на охоте он пожалел раненого медвежонка, журналисты подробно рассказали об этой истории во всех газетах страны, а предприимчивый владелец магазина игрушек придумал игрушку-медвежонка, которого назвал Теодором, ласково – Тедди.

Мягкие игрушки помогают детям адаптироваться в обществе, отрабатывать бытовые навыки, учат общаться, развивают воображение. Любимая собачка/кошечка/обезьянка утешит малыша в беде и поможет привыкнуть к жизненным переменам, например, переезду в отдельную комнату и появлению младшего братика или сестренки.

2. Конструктор (в младшем возрасте – кубики)

Самые популярные конструкторы в мире – конструкторы Лего. Если все до сих пор выпущенные Лего кубики разделить между людьми на планете поровну, то каждому из нас достанется их около семидесяти штук. Всего из 6-ти деталей Lego можно составить более 120 миллионов комбинаций!

Возможно, столько комбинаций ваш малыш и не составит, но конструктор (классический Лего, простой деревянный или пластмассовый) будет способствовать развитию у ребенка трехмерного мышления, логики, чувства симметрии; стимулировать фантазию, улучшать мелкую моторику и математические способности. В самом раннем возрасте малыша с ролью конструктора отлично справятся кубики (мягкие, деревянные, пластмассовые), ведь принцип игры с ними такой же, как игры с конструктором, - создать нечто новое из ничего.

3. Пластилин

Пластилин вдохновляет на творчество не только детей, но и взрослых. Вспомните известный советский мультфильм «Пластилиновая ворона» - волшебные превращения одних героев в других прямо на глазах у зрителей заставляют улыбнуться уже не одно поколение. На создание этого мультфильма ушло около 800 кг пластилина, причем из-за блёклых цветов «рабочий материал» приходилось раскрашивать красками.

Хорошо, что нашим детям для развития мелкой моторики, фантазии, абстрактного мышления столько пластилина не нужно! Однако хотя бы одна пачка пластилина ребенку просто необходима. Ученые из Детского центра города Филадельфия (США) после пятилетних исследований пришли к выводу, что самой полезной игрушкой для детей от 3 до 5 лет (из всех ныне существующих!) является пластилин. Психологи также отмечают, что пластилин – это отличное средство психологической разгрузки, особенно для деток, которые еще не научились хорошо говорить.

Добавьте в компанию к пластилину краски, карандаши, альбом, цветную бумагу, клей, глину – и ваш малыш будет счастлив!

4. Кукла или машинка

Самую древнюю куклу нашли на территории Чехии: по оценкам специалистов, ей 30-35 тысяч лет. Даже наши первобытные предки понимали, как необходима их деткам эта игрушка! Первые египетские куклы уже имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы.

Куклы и машинки/солдатики помогают детям осознать свою половую принадлежность и социальные роли. Девочка с удовольствием будет изображать маму, ухаживая за куклой-«дочкой», - кормить, одевать и заботиться о ней. А мальчик с готовностью «поедет» на машинке на работу, «как папа», или пойдет с солдатиками «Родину защищать». Эти игрушки полезны еще и тем, что упрощают адаптацию малыша в коллективе сверстников: один «водитель» другого увидит издалека – машинками можно будет поменяться, отправиться в «поездку» по детской площадке вместе, да мало ли еще интересных занятий, когда у тебя в руках такой бесценный инструмент для игр!

5. Наборы для ролевых игр

Когда  в 1922 году дети Джека Прессмана стали бояться посещений доктора, он придумал игру «Сумка Доктора». С тех пор наборы доктора и парикмахера – фавориты и мам, и малышей. Они помогают детям осознать свое место в обществе, почувствовать себя взрослыми, осваивать взрослые навыки и понятия. Как легко научить ребенка основным понятиям, связанным с деньгами? Поиграть с ним в «магазин». Как избавить ребенка от страха перед больницами? Надеть на него халат доктора и предложить «полечить» маму и заболевшие игрушки. Наряду с традиционными вариантами можно предложить ребенку и более «экзотические» (но не менее полезные): например, наборы кухонных принадлежностей (весы, посуда и т.д.) или наборы для уборки (щетки, ведерки и т.д.).

К ролевым играм можно отнести и кукольные театры: они полезны тем, что раскрепощают детей, развивают в них артистизм; закладывают основы эмоционального интеллекта (EQ) – ведь для того, чтобы изобразить героя сказки, необходимо «влезть в его шкуру», понять причины слов и поступков.

6. Игрушки «для улицы»

Это и совочки, и ведерки, и машинки-грузовики, и формочки, и лопатки, и каталки, и, конечно, мяч. Все эти игрушки не только дают возможность занять и развлечь ребенка во время прогулок, но и обогащают его информацией об окружающем мире, и помогают найти друзей.

Пирамидки. Игрушка фабрики "Десятое королевство"

7. Пирамидка (стаканчики)

Едва ли древние египтяне, столетиями сооружавшие пирамиды в память о своих почивших фараонах, могли представить, что спустя тысячи лет мини-копии этих строений будут развлекать детей во всем мире. Уникальное свойство пирамидки в том – что она умеет «расти» вместе с малышом: сначала он пытается правильно нанизать колечки на палочку, затем сортирует их по цветам и оттенкам, позднее осваивает с их помощью сравнение и счет. Особо изобретательные даже устраивают спортивные состязания по накидыванию колечек с расстояния или создают с их помощью арт-объекты.

Игрушечный пистолет. Фото с сайта detmir.ru

8. «Агрессивные» игрушки

Первые игрушки-пистолеты появились после первой мировой войны, когда некоторые производители переделывали свою продукцию для нужд детворы. Те игрушки, конечно, не соответствовали требованиям безопасности, впрочем, и сейчас за детьми нужен глаз да глаз, когда они играют в «войнушку».

Многие родители стараются не покупать игрушки, связанные с военной тематикой, - пистолеты, ружья, солдатиков, мечи и т.д., опасаясь, что такие игрушки сделают малышей излишне агрессивными. Однако психологи, наоборот, рекомендуют такие игрушки как выход для детской агрессии. Если военная «атрибутика» совершенно неприемлема, можно купить игрушечный боулинг, кегли, неопасный дартс (на липучках) - заодно они разовьют у малыша меткость и координацию движений.

9. Музыкальные (шумные) игрушки

Поначалу они будут расширять представления малыша об окружающем мире, затем – удовлетворять настоятельную потребность пошуметь (а заодно – проверить реакцию мамы на свой «концерт»). В дальнейшем звучащие, музыкальные игрушки будут способствовать развитию музыкального слуха и вкуса малыша, музыкальных способностей, которые, в свою очередь – как обнаружили ученые – положительно влияют на развитие математических и логических способностей ребенка.

10. Игрушки, сделанные своими руками

Будет ли это самодельная погремушка, связанная мамой или бабушкой кукла-подружка или гараж для машинок из картона, - эта игрушка обязательно станет самой любимой у вашего ребенка, ведь она излучает тепло ваших рук, напоминает малышу, что на его нужды у мамы и папы всегда найдется время и силы. Со временем традиция создавать игрушки своими руками приживется в вашей семье, и уже подросший ребенок будет «творить» с вашей помощью – а заодно, развивать фантазию, улучшать мелкую моторику, тренировать навыки совместной работы.

Список полезных и нужных игрушек можно продолжать долго. Всех их объединяют несколько признаков:

  • игрушки должны быть качественными – без мелких и острых деталей, выполненные из качественных, нетоксичных материалов;
  • игрушки должны быть многофункциональными, они должны «расти» вместе с ребенком;
  • игрушки должны иметь узнаваемый образ, соответствовать оригиналу (уж если это мишка, так пусть он будет похож на медведя, а не выглядеть как некий абстрактный ядовито-зеленый «покемон»);
  • ребенку не нужно много однотипных игрушек, они должны быть разными и отвечать разным целям и потребностям.

Осталось лишь отметить, что игрушки детям, безусловно, нужны, но еще нужнее, чтобы в эти игрушки им было с кем поиграть. Даже самая интересная, развивающая и дорогая игрушка будет бесполезной, если вы не обучите малыша основам игры с ней, не заинтересуете его, не заразите искренним удовольствием от игры.