Известно, что счастливые воспоминания, яркие и радостные образы детства помогают нам, взрослым, в тяжелые моменты жизни; мы с удовольствием возвращаемся в места своего детства, пере6ираем фотографии и просто вспоминаем, черпая огромные душевные ресурсы из этих источников. И вряд ли можно назвать счастливым того человека, которому не на что опереться при обращении к своему прошлому, которого не подпитывают детские воспоминания.

Так как же можно помочь ребенку вынести из детства только счастливые моменты? Самый простой ответ – сделать его жизнь “безупречно” счастливой - может натолкнуться на практически непреодолимое психологическое препятствие: субъективно практически для каждого ребенка жизнь далеко не всегда приятна и радостна! Она наполнена драматичными, страстными переживаниями. например, для большинства маленьких детей любой уход мамы из дома – это повод для тяжелых негативных эмоций, для переживания потери. Согласно психоанализу, малышу всегда мало маминой любви, потребность в ней ненасыщаема, а значит – есть постоянная угроза негативных переживаний. Лишь очень постепенно ребенок учится справляться с ними. В современном психоанализе этот важнейший этап психического развития называют формированием “объектной константности”, то есть устойчивого образа близкого человека, представления об обратимости исчезновения мамы (а также другого человека или предмета) из поля зрения.

А у детей старше? Насколько глубокие и болезненные чувства – из-за совершенно ерундовых, со взрослой точки зрения, поводов – бывают у старших дошкольников и школьников! Здесь можно вспомнить автобиографические рассказы В.В.Набокова, детство которого – в богатом петербургском доме, с любящими родными, с поездками и приключениями – уж наверняка можно назвать счастливым. Но вот удивительно! -- писатель передает в своих произведениях не только неповторимое переживание радости и полноты жизни, но и не менее сильные чувства обиды, одиночества, бессилия, несправедливости, страха!

По мнению московского психолога Вероники Нурковой (1), родители, тем не менее, действительно могут целенаправленно повлиять на формирование у ребенка счастливых автобиографических воспоминаний, а для этого необходимо концептуализировать содержание детской памяти. Что это значит?

У детей, по сравнению со взрослыми, воспоминания более отрывочные, в виде отдельных эпизодов; с другой стороны, они очень чувственно яркие, насыщены ощущениями – у совсем маленьких детей преимущественно кинестетическими (двигательными) и обонятельными, у детей постарше – зрительными, слуховыми. Считается, что события раннего детства (до 3-4- лет) недоступны для припоминания во взрослом возрасте (это явление получило название детской амнезии), но с другой стороны -- они и не исчезают бесследно. Какие-то эпизодические воспоминания о раннем детстве есть у большинства взрослых.

Чтобы закрепить автобиографические воспоминания, родители могут систематически оречевлять яркие образы памяти ребенка, возвращаясь к событиям его жизни, проговаривая еще раз то, что с ним происходило, что он делал и т.д. В диалоге ребенка со взрослым, посвященном событиям его жизни (и воспоминаниям о них), воспоминания-образы приобретают устойчивость, прочность, вплетаются в общие представления ребенка о своей жизни, жизни его семьи. Это может быть и ежевечернее восстановление событий прошедшего дня (“что сегодня с нами было”), и неоднократное возвращение к ярким, значимым событиям – поездке на дачу, началу учебного года, посещению цирка... Надо сказать, что современные средства фиксации зрительной информации (цветная фотография, видеозапись) могут здорово помочь в таком диалоге ребенка и взрослого, но сами по себе они отнюдь не дают гарантии, что то или иное событие в жизни ребенка непременно останется в его автобиографической памяти на долгие годы!

Вспоминая совместно с ребенком события его жизни, постарайтесь сохранять в этих воспоминаниях преимущественно положительную эмоциональную окраску. Даже если в течение дня происходило что-то неприятное или грустное – скажем, вам пришлось поругать ребенка за непослушание – то, упоминая об этом эпизоде, сделайте акцент на счастливом разрешении конфликта, на примирении после ссоры. Позитивное настроение здесь непременно должно преобладать, ведь именно положительно окрашенные воспоминания составляют основу устойчиво положительного самоощущения личности, способности воспринимать жизненные трудности и неприятности как преходящие, не фатальные, как нечто, с чем можно справитьтся. Таким образом, концептуализация автобиографических воспоминаний ребенка – это выстраивание ярких, но хаотических эпизодов, сохранившихся в его памяти, в систему, помогающую ребенку формировать положительное самоотношение и ощущение уникальности своей жизни и своего “я”.

***
(1) Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. – М.: Изд-во УРАО, 2000.