12 декабря выставка неаполитанских вертепов XVIII века открылась в Музее Храма Христа Спасителя. Протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя, поделился с «ТД» своими впечатлениями о выставке и рассказал, какой вертеп ему хотелось бы видеть перед кафедральным собором Москвы.



Выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века», которая проходит в рамках Года Италии в России, - уникальная возможность познакомиться с произведениями неаполитанского прикладного искусства XVIII века.

XVIII век – «золотой век» неаполитанской культуры, когда Неаполь становится одним из культурных центров, который непременно старались посетить приезжавшие в Италию художники, поэты, писатели, интеллектуалы.

Вертеп – произведение народного искусства. Он очень просто и доступно представляет одно из главных событий истории – Рождество, воплощение Господа Иисуса Христа. Его форма проста и понятна даже совершенно необразованному человеку, а образы очень близки к тому, что он видит в обычной жизни.

Фабрицио Вона, генеральный директор Специальной Дирекции Объединенных музеев города Неаполя по вопросам исторического, художественного и этноантропологического наследия, на пресс-конференции по поводу открытия выставки отметил, что в вертепе происходит «смешение церковного и народного искусства». Рождество – это событие соединения небес и земли, встреча Бога и человека. Господин Вона подчеркнул, что в искусстве вертепа особое значение придается свету, и попросил обратить внимание на то, как выставлен свет в главном вертепе на экспозиции в Музее Храма Христа Спасителя.

«Палестинский вертеп» современного итальянского художника Роберто Ванадиа
«Палестинский вертеп» современного итальянского художника Роберто Ванадиа

Представленные на выставке вертепы, или «презепе», как их называют итальянцы, не вполне можно отнести к произведениям народного искусства. Правильнее называть их «придворные презепе», потому что этот род вертепов изготовлялся при дворе Бурбонов и во дворцах неаполитанской аристократии, а на создание фигурок, домиков и разнообразных деталей тратились огромные деньги.

Ткани изготовляли специалисты по ткацкому делу, над фигурками трудились известные мастера. На пресс-конференции по поводу открытия выставки в Музее Храма Христа Спасителя Россана Муци, куратор выставки и директор Национального Музея Сан-Мартино в Неаполе, рассказала, что одной из задач мастеров было сделать вертеп максимально реалистичным, живым. Фигурки были подвижными, могли двигать руками и ногами, менять положение и позу, так что сам вертеп очень напоминал сцену кукольного театра. Эти фигурки действительно можно принять за дорогие куклы и в них на самом деле хочется поиграть. Наверное, из-за этого выставка будет особенно интересна детям.



Животные делались с натуры: собаки – с королевских охотничьих псов, а чтобы изготовить оленей, художникам приходилось отправляться в лес и там наблюдать за этими животными.

В витринах Музея Храма Христа Спасителя – олень и лань, козы, охотничьи собаки и небольшая, размером с ладонь, черно-белая кошка. Многие фигурки сделаны настолько живо, что кажется, будто этот удивительный миниатюрный мир вот-вот начнет двигаться: лежащий на полу пес поднимется и подойдет к столу, чтобы выпросить чего-нибудь вкусненького, а кошка, например, свернется в клубок.

Интересно, что неаполитанский вертеп представляет три сцены: Богородицу с Младенцем, поклонение пастухов и… таверну.

Как пояснила госпожа Муци, таверна – это гостиница, в которой не нашлось места Марии и Иосифу. Она как бы контрастирует с изображением пещеры, в которой родился Иисус Христос. Интересно, что таверна в вертепе – это самая настоящая итальянская таверна (а не какая-нибудь палестинская), и изображенные в ней сцены - скорее из итальянской жизни. Удивительно, как точно воссоздан гостиничный быт: сделаны не только фигурки людей, но и корзины с фруктами. На выставке в Музее Храма Христа Спасителя мы видим лежащую на столе связку чеснока, а на стенном крюке – распотрошенную говяжью тушу. Представленная в вертепе жизнь очень и даже чересчур реалистична.



На выставке можно увидеть не только вертепы, но и произведения итальянской живописи и графики, связанные с событием Рождества Христова. Эти удивительные картины, рисунки и зарисовки позволяют еще глубже окунуться в атмосферу христианской Италии. А сама выставка дает возможность узнать, как представлено Рождество в итальянском искусстве и, может быть, глядя на творения католических мастеров, как-то обогатить свои познания и представления, и увидеть один из главных христианских праздников в новом для себя ракурсе.

Филиппо Фальчиаторе (1718–1768). Поклонение пастухов. Неаполь, Музей Дука ди Мартина
Филиппо Фальчиаторе (1718–1768). Поклонение пастухов. Неаполь, Музей Дука ди Мартина

Протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя, рассказал корреспонденту «ТД» о том, как возникла идея выставки неаполитанских вертепов и какой вертеп ему бы хотелось видеть перед кафедральным собором Москвы.

- Отец Михаил, Вы сами отбирали экспонаты для выставки?

- Самое непосредственное участие в отборе экспонатов я не принимал, но приезжал в Неаполь, был в Музее Сан-Мартино, где представлен богатый выбор вертепов. В основном, это вертепы камерные, домашние, и первоначально у нас была идея повторить выставку вертепов, которая была в Храме Христа Спасителя в 2005 году. Но когда мы познакомились с директором музея Сан-Мартино, увидели, что у них есть, и показали им наши выставочные площади, то поняли, что просто повторить выставку будет недостаточно, к тому же это и не так интересно. Благодаря Ларисе Анисимовой, которая возглавляет международный фонд «Академия Арко», родилась другая концепция - сделать один большой вертеп, а на остальных площадях Музея Храма Христа Спасителя разместить фрагменты неаполитанских вертепов и картины итальянских художников, которые рассказывали бы о таинстве Рождества Христова.

Лариса Анисимова - наш давний друг и помощник, мы несколько раз организовывали культурные мероприятия, в частности, вывозили в Италию наш хор, и он пел в Соборе Святого Петра в Риме.

Что касается нынешней выставки, думаю, что она сделана удачно.

- Нет ли идеи сделать экспозицию русских вертепов?

- Сделать такую выставку было бы очень хорошо, и об этом мы задумались еще после первой выставки итальянских вертепов. Но, к сожалению, наши старинные вертепы практически не сохранились, а ведь особенно в южнорусских областях было очень распространено их изготовление.

Делать нынешнюю выставку нам помогали сотрудники московского Музея декоративно-прикладного искусства. Мы подружились, и, может быть, с их помощью сможем найти что-то, что касается русских вертепов, сделать выставку, а возможно и вывезти ее в Италию. Думаю, там к такой выставке был бы большой интерес.

- Очень хочется спросить, какой вертеп будет сделан в Храме Христа Спасителя?

- По поводу вертепа у меня давно существует одна мысль, которую я привез из Рима, когда впервые увидел на площади перед собором Святого Петра большой вертеп, в котором фигуры новозаветных персонажей были представлены в полный рост. Причем каждый год определенная область Италии имеет честь представить свой вертеп на площади святого Петра и, кончено же, сделать его в соответствии со своими традициями. Это очень интересное зрелище.

И вот когда я это увидел, то подумал, что было бы хорошо и перед Храмом Христа Спасителя когда-нибудь устроить подобный вертеп.

Кстати, в один из рождественских праздников мы сделали перед храмом ледяную скульптуру, которая представляла сцену Рождества Христова. Она пользовалась большим успехом: люди подходили, фотографировались на фоне ледяного вертепа. Это был удачный опыт.

И мне бы хотелось обратиться через СМИ с таким своего рода призывом и сказать, что если бы нашлись умельцы, которые могут изготовить большой вертеп, мы с удовольствием поставили бы его под ёлкой, которую украшаем к Рождеству напротив входа в Храм Христа Спасителя.

- Значит, если никто не найдется, в этом году в храме будет маленький вертеп?

- Думаю, что никакого не будет, потому что не оказалось никого, кто мог бы помочь нам его сделать.

Но те, кто придет к нам в Храм Христа Спасителя, в западной его части могут увидеть итальянский вертеп, который был нам подарен организаторами выставки вертепов в 2005-м году. Кроме того, будет вертеп в музейной галерее, который был сделан специально к открытию выставки "Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века".

Выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века» продлится до 8 марта 2012 года.

Фотографии Александры Соповой