Введение во храм Пресвятой Богородицы4 декабря - праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Мы публикуем проповедь священника Сергия Булгакова, которую он произнес в 1943 году.

Что празднует Церковь как Введение во Храм Приснодевы Богоотроковицы, какова сила и смысл этого празднования?

Прежде всего здесь вспоминается ее посвящение Богу чрез вселение в Храм, а через то и первое ее освящение. Родители ее, святые и праведные Иоаким и Анна, которых Церковь име­нует "богоотцами", как бы возвращают Богу чадо, дарованное им в лета старости чудесною милостью Божией, жертвоприносят Ему свое единственное и дорогое. Вместо жертв подзаконных, крови агнчей и тельчей, здесь приводится в Храм та, в которой проявились вся сила и плод ветхозаветной святости и благо­честия. Ради того Бог заключил завет с избранным народом своим. Вместе с тем, здесь приносится Богу высшая жертва любви родительской и дочерней, и тем, поистине, совершается исполнение закона и пророков. И мл ад енств угощая возрастом отроковица не младенствует духом. Она вольно совершает то, к чему имеет призвание - рабы Господней. Она отрекается от мира и всей сладости любви родительской, от утешений семейного очага. Она хочет отныне принадлежать Богу и в ознаменование того вводится в Храм рукотворный, сама имея чрез то соделать-ся и храмом нерукотворным, Матерью Божией, явиться вратами человеческими для вхождения небесного - боговоплощения.

Она призвана стать Храмом Храма чрез освящение Духом Святым, а в ней и через нее освящается и вся вселенная явиться средоточием града Божия, о котором так поведано тайнозрите-лем: "храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель и храм Его и Агнец4 (Откр. 21, 22) . И все это - начало и конец строительства нашего спасения - предзаложено и заключено в сем небошественном вхождении во Храм Богоотроковицы, которую, повинуясь безотчетному велению Духа Святого, с превосхождением ветхозаветного церковного закона, и даже вопреки ему, вводит во Святая Святых первосвященник, свиде­тельствуя тем о начале Завета Нового, о приближении Царства Божия.

Как из всякой точки окружности прямые линии ведут к ее середине, так и каждый праздник, свидетельствующий о Бого-воплощении, по-своему содержит и всю его целостность, поучает о радостной истине веры нашей, есть ее торжество. Но не только вероучение содержится в празднике, но и пророчествование с особым молитвенным вдохновением, и его мы призваны в себе раскрывать и осуществлять. И оно относится ко всей нашей жизни, в ее прошедшем, настоящем и будущем. Первее всего, с благодарной памятью о прошедшем, мы созерцаем духовными очами, как в шествии во Храм Богоотроковицы, вместе и вслед за нею, сошествовало и совводилось в него великое множество, тьмы тем людей от всех племен и языков, среди же них и от нашего родного народа, начиная с того времени, как он был призван и озарен светом веры христианской. Путь к ней ведет и чрез ветхозаветный Храм, в который вошла и его освятила собою богоизбранная отроковица: это есть вселенский храмовой праздник ветхозаветного благочестия. Христианину, размышля­ющему об истинах своей веры, надлежит поэтому носить в сердце благодарную память о Храме Иерусалимском как молитвенном средоточии мира. В молитву же этого праздника посему должно быть включено и молитвенное обращение к Богу о помощи в бедах и о спасении народа, праотцы коего создавали этот Храм.

Молитвенная любовь наша да будет обращена к настоящему, к тем, которые и ныне призываются к соучастию в шествии во храм. Если же но благословным винам они в нем ныне отсут­ствуют, им да поможет и поведет за собою и вместе с собою сама Пречистая Богоотроковица. Таково современное челове­чество, доныне в огромной части еще не просвещенное светом веры христианской или же - к горести нашей - ее утратившее, от нее отвергнувшееся, или же насильственно опустошенное. Здесь и мысль и забота наша обращаются прежде всего к нашему народу, нарочито же к юности русской на родине и в изгнании.

День сей почитается праздником юношеского Движения ко Христу, обращения умов и сердец к вере христианской.

Здесь, в изгнании, оно подавало вначале светлые упования. Ныне уже поблекли они от разлагающих влияний нашего времени, его соблазнов и искушений. Однако главная наша молитва да относится к неисчислимым жертвам духовным гонения на веру, которое совершилось на родине нашей. Детст­во и юность духовно им опустошены, лишены святыни, ибо не знают ее. Они томятся во мраке язычества и жаждут света. Им и нам да поможет в том сама Детоводительница Богоотроко­вица, да призовет и поведет она их за собою ко храму святому своему, да совершится духовное христианское возрождение земли российской. Об этом да возносится наша молитва, с пророчественным упованием грядущего и ясновидением настоящего, ибо призвание Божие, как и дары Божий, верим, остались непреложны. Ведать это ныне есть для нас нарочитый долг и подвиг веры, испытуемой в искушениях. Народ наш издревле носил в себе призвание к святости, и да явит он миру Русь святую, проповедующую ему Евангелие наряду с другими христианскими народами и исповеданиями.

От мысли о своем народе в его ожесточении обращаемся и к этим другим христианским языкам, хотя и разделенным от нас разным исповеданием, но единящимся в любви ко Христу и Богоматери. Да исцелит Пречистая расколы церковные и соеди­нит христианские исповедания в едином шествии вслед Ее.

Далее мысль обращается и ко всему человечеству, к народам и доныне не ведущим Христа, не знающим Храма ветхозаветного и новозаветного, томящимся во тьме и сени смертной. Когда придет час их обращения и они будут призваны, то их поведет за собою Пречистая во Храм Господень, таково наше упо­вание. Не замкнем же и для них и не ожесточим сердца своего, ибо о них обращено в лице апостолов и к нам слово Христово: "Шедше научите вся языки!"

Наконец, остается еще особый зов и нарочитое пророчество праздника, по силе и значению даже в нем первенствующее - это молитва о преодолении ожесточения и о спасении в малом остатке" "всего Израиля", как оно непреложно обетовано великим апостолом языков (Рим. 9-9).

Святейшую дщерь Израиля в ее шествии в Храм Иеру­салимский провождали и другие дщери, сретал же ее перво­священник Ветхого Завета. Ветхозаветная Церковь встретила ту, чрез которую явился миру "свет и откровение языков и слава людей Твоих Израиля" - Христос, но она принесла Ему свои лучшие дары, которые приуготовляла в течение многих веков ее существования: богоотцов, богоприимцев, Предтечу Христова, как и тех, кто был избран и призван стать первоапостолами и равноапостольными.

Ветхий Завет влился в Новый и преобразился в нем. И од­нако на путях дальнейших совершилось самое ужасное событие в истории мира - Израиль не принял Христа, отторгся от Него и поныне пребывает в неведении, ожесточении и ослеплении. Шествие во Храм, вслед и вместе с Пречистою, для него остает­ся прервано доныне. Однако великий апостол пророчество­вал, "что ожесточение во Израиле произошло до времени, пока войдет полное число язычников" (Рим. 11,25), "ибо дары и избрание Божие непреложны" (Рим. 11,29). И если таково пророчество, то о нем должно быть и молитвенное упование, именно пред лицом ныне происходящего в мире. Христианам надлежит ведать и веровать, что празднование вхождения Богородицы во Храм некогда станет вселенским, совершится во всей полноте, ее молитвою и водительством.

Такова заповедь веры, пророчественно данная созерцанию этого дня, как бы оно ни казалось противоречащим современ­ности. "Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых" (Евр. 11,1). Она утверждает нас в верности, в твердости христианского упования, в мужестведуховном. Дане отвергнет ныне и нас Пречистая, и да не отлучит по недостоинству нашему от числа входящих с нею и за нею в Храм Господень, в светлой радости праздника ее вхождения. Аминь.