«Вот вы, батюшки, спрячетесь в алтаре и не знаете, как дети себя ведут в храме во время службы…» Подобные упреки я слышал много раз, конкретно этот – несколько дней назад.

Знаем, знаем, как ведут себя многие дети во время службы. Пытаемся исправить это положение, но без помощи их родителей мы ничего сделать не сможем.

…Как-то раз во время чтения Канона Андрея Критского стою и молюсь со свечой в руке на середине храма. Передо мной – фолиант церковной книги. Хор поет умилительные песнопения. В это время трехлетний малыш подходит к огромному подсвечнику, обхватывает его и начинает раскачивать. Понимаю, что скоро подсвечник упадет на ребенка. Прерываю чтение и спасаю малыша. Мама все это время была погружена в молитву и ни на что не обращала внимание. Видимо, следить за порядком во время богослужения и за всеми малышами, тоже входит в компетенцию батюшки…

Представим крайнюю ситуацию: малыш совсем «трудный». Допустим даже, что у него проблемы с нервами. И вот он в храме не может побыть спокойно и пяти минут. Бегает, кричит, все хватает, везде норовит залезть. Что делать родителям? Искушать прихожан поведением ребенка или есть какой-то иной вариант?

Я бы дал такие советы:


  • не оставлять ребенка без присмотра ни на минуту.
  • чередовать пребывание в храме с выходами на улицу...


Елизавета: Главное – добиться от своего ребенка хорошего поведения в храме, а каким образом этого достичь, зависит от темперамента ребенка. Одного ребенка достаточно попросить, от другого потребовать, но для кого-то и то, и другое будет мало действенным: на минуту угомонится и опять начнет баловаться. Хорошее, спокойное, благоговейное поведение в храме должно быть законом, но иной ребенок просто не в состоянии справиться с собой, и требовать это от него – значит, требовать невозможного. Тогда родители должны постараться так организовать недолгое, именно недолгое пребывание ребенка в храме, чтобы он не заскучал и не начал безобразничать. В такой ситуации главное – не доводить дело до конфликтов.

Бывает, родители требуют от такого ребенка спокойного поведения, а для него это невозможно. В конце концов, родители сдаются и их чадо бегает по храму или увлеченно играет со сверстниками. Такое лишенное благоговения отношение к храму и богослужению безусловно вредно.

А некоторые родители не сдаются, принуждают ребенка вести себя спокойно, и тогда он начинает вредничать, капризничать, и родителям приходится принимать какие-то меры. А что тут можно предпринять? Остаться в храме невозможно: ребенок должен знать, что тот, кто так себя ведет, отлучает себя от Бога. Но и выводить из храма, не допускать до Причастия – тоже не выход. Это возможно как исключительный вариант, но мы говорим о ситуации, которая будет повторяться из раза в раз. И кто сказал, что ребенку не покажется более приятным гулять во дворе, нежели маяться от скуки в храме?

Еще раз скажу: тут важно не доводить до конфликта, приходить на такое время, которое для малыша будет не слишком тягостным, а мама сможет придумать подходящие для храма интересные и приятные занятия.

Малыш будет расти, и такие занятия, как разговор об иконах, целование их, короткие молитвы, ставление свечей и т.д., можно будет разбавлять моментами спокойного стояния, сначала минутку-две, со временем – дольше...

Отец Константин: …можно написать записку «О здравии», получить за записку просфорку (или купить ее – в разных храмах по-разному)… Есть много способов заинтересовать ребенка в храме. Продумав это применительно к своей ситуации, к своему храму, вы можете этот благочестивый ритуал повторять каждый раз.

Елизавета: Я бы добавила: дети вообще любят ритуал. Поэтому занять их написанием записки, ставлением свечи, целованием икон легко, но я бы не советовала родителям этим увлекаться и сводить все времяпрепровождение ребенка в храме к разным обрядам. Тут есть опасность, что для ребенка богослужение, молитва свяжется исключительно с ритуалом. Как потом, когда он подрастет, мы будет призывать его молиться, а не отвлекаться на неспешное писание записок, хождение за свечками во время Литургии?

Я бы советовала такие ритуалы чередовать и даже делать акцент на более родственных молитве моментах. Например, подойти к иконе, сказать вслух несколько молитвенных слов, может быть, про какого-то святого кратко рассказать. Наблюдая за службой, объяснить, зачем вышел священник, что у него в руках. На доступном ему уровне это можно делать с ребенком где-то от одного года. А можно какое-то время службы просто вместе походить по храму.

Отец Константин: Погоди, ты говоришь о нашем огромном соборе, где помещается какое угодно количество людей и еще остается место. Да, у нас есть целый придел, в котором службы совершаются по будням. А по воскресеньям и праздникам в этом приделе обитают дети (некоторые мамы его так и называют – Детский придел). Но в реальности большинство храмов небольшие. И люди туда набиваются вплотную. Там и свечку не поставить, и к иконе не подойти. Уж тем более не погулять по храму.

Елизавета: Да, мне известна такая ситуация даже на собственном опыте. Душно, жарко. Ребенка либо нужно раздевать (и куда в таком случае девать одежду), либо стоять у двери, но от двери дует. А если ребенок захочет выйти? В общем, мучение. Но что же делать? Надо искать какие-то выходы… Приходится либо искать другой храм, где условия более подходящие для посещения с детьми, либо ходить в будние дни или в субботу, либо, что же поделаешь, сокращать до минимума время пребывания на службе.

Отец Константин: Я хочу коснуться еще одного вопроса. Во всех храмах были и будут дети, родители которых не собираются активно заниматься своими детьми. Родители приходят в храм и предоставляют ребенка самому себе. Дети собираются в стайки, сидят, беседуют, ходят по храму. Обычно они собираются в притворе или в приделе. Иногда оттуда до молящихся доносится визг или шум детской возни. Не устаю объяснять родителям-прихожанам: нельзя оставлять своего ребенка без присмотра. Если он усвоит, что во время службы можно слоняться по храму или сидя на лавочке болтать ногами и разговаривать с приятелем, у него никогда не будет благоговейного и серьезного отношения к богослужению.

Елизавета: В храме рядом с нашим домом детям разрешают брать в ларьке и смотреть книги. И во время богослужения можно наблюдать такую курьезную картину. Дети сидят на чем только можно (скамьях, сундуках, катафалках) недалеко от ларька и читают книги; самые маленькие рассматривают картинки, старшие погрузились в интересный сюжет. А книги в этом храме продаются, и правда, очень хорошие. Начинается Евхаристический канон, все дети, не отрываясь от чтения, встают, – сразу видно: выросли в храме. Прямо-таки юмористическая зарисовка для какого-нибудь православного журнала. Лучше уж, чтоб дети пришли к самому Причастию, нежели так.