Школьное питаниеЛето закончилось, на пороге осень и начало учебного года. По статистике, в 2010-2011 учебном году за школьные парты должны сесть более 1,3 миллиона первоклассников. И их родителей, конечно, волнует вопрос питания детей в общеобразовательных учреждениях.

Статистика, цифры и факты


Детское питание – это большая проблема для всех муниципальных российских школ. Еще три года назад главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко озвучивал удручающую статистику: число детей с недостаточным весом среди школьников увеличилось в три раза и составило 10% от общего числа учащихся российских школ. Вместе с тем, есть и другая крайность, отметил глава Роспотребнадзора, – это ожирение среди подростков. Главный государственный санитарный врач подчеркнул, что «вопросы питания школьников должны быть постоянно на повестке дня властей». Поэтому с 2008 года в 14 субъектах Российской Федерации реализуются экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания школьников. На финансирование этих мероприятий в 2008 году было выделено 1,414 миллиардов рублей.

История реформы


После экономического кризиса 1998 года система дотирования школьного питания в нашей стране серьезно изменилась. Отсутствие финансирования фактически переложило ответственность за питание школьников в течение учебного дня с государства на плечи родителей. Напомним, что в 1998 году, по данным Роспотребнадзора, в России горячим питанием было охвачено менее 50% учащихся российских школ. Вместе с тем дети, которые получили обеды, недополучали белки животного и растительного происхождения, витамины, минеральные вещества и микроэлементы, необходимые для правильного роста и развития. В тот же год во всех без исключения школьных столовых был отмечен недостаток натуральных продуктов. Организация щадящего питания для детей больных диабетом и хроническими заболеваниями ЖКТ вообще не была налажена. Что важно, в самом трудном положении оказались учащиеся учреждений начального профессионального образования, находящиеся на полном государственном обеспечении. Учащиеся в сельской местности в большинстве регионов худо-бедно обеспечивались яйцами, овощами, мясом, молоком и маслом за счет сельхозпредприятий. А вот в городах закупка продуктов производилась школами самостоятельно. Надо ли говорить, что при этом покупались самые дешевые, физиологически малоценные продукты питания, и к тому же повсеместно практиковалась их закупка на рынках без официальной документации, подтверждающей ее безопасность.

Такая ситуация не могла не отразиться на состоянии здоровья школьников. По данным РАМН, в 1998 году число детей с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, частота выявления функциональных отклонений возросла на 20%, более чем у 25% школьников-подростков была отмечена задержка полового созревания, а 75% выпускниц закончили школу с хроническими заболеваниями.

В 2000 году каждый третий ребенок в возрасте 6 лет не был готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а около 70% детей страдали от гиподинамии (недостаток движения).

В ноябре 2003 года дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Осенью состоялось заседание рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Минобразования, Минздраву, Минсельхозу, Минтруда, Минэкономразвития и Минфину совместно с органами исполнительной власти было поручено проработать вопрос совершенствования системы организации питания школьников, и подготовить план соответствующих мероприятий. В результате принятых мер, охват горячим питанием учащихся школ в 2005 году составил 62,9%, тогда как в 2003-м году этот показатель едва дотягивал до 57%. Кроме того, по настоянию госсанэпидслужбы из ассортимента школьных буфетов были исключены газировки, тонизирующие напитки, чипсы, сухарики, жвачки и другие не менее вредные продукты.

До последнего времени в нашей стране ведущим федеральным документом, определяющим основные принципы организации рационального питания учащихся, являлся Приказ Министерства торговли СССР от 26 декабря 1986 года № 315 «О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах». Только недавно на федеральном уровне были изданы СанПиН 2.3.2 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания». Но и они, к сожалению, не дают ответа на многие организационные вопросы школьного питания в новых социально-экономических условиях.

От теории к практике


Негативные оценки современного питания российских школьников подтверждаются данными научных исследований, проведенных многими экспертами. Как выяснили специалисты, базовое питание детей и подростков школьного возраста часто характеризуется не только недостатком питательных веществ, но и ухудшением структуры и баланса химического состава суточных наборов пищевых продуктов.

Специалисты определили основные диетические нарушения у российских детей школьного возраста, в которые вошли несоблюдение режима питания и питьевого режима, несоблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи, избыток рафинированных продуктов, простых (более вредных) углеводов и животных жиров, дефицит растительных масел, ненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, гетерополисахаридов и клетчатки, витаминов группы В, витаминов А, С, Е, серосодержащих аминокислот, молочнокислых бактерий, пребиотиков и пробиотиков, а также пищевых антиоксидантов. Кроме того, отмечены нарушения в количестве и соотношении поступающих с пищей минеральных элементов.

На практике, по мнению экспертов, лишь 30-50% учащихся школ по стране получают горячее питание. В большинстве же общеобразовательных учреждений имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов и яиц. В 24% школьных завтраков отмечено недостаточное количество либо полное отсутствие витамина С.

Так что, несмотря на очевидную значимость проблемы оптимального питания для поддержания здоровья школьников и снижения риска возникновения у них острых и хронических заболеваний, данному вопросу в нашей стране уделяется слишком мало внимания.

Питание для льготников


Поскольку в стране наблюдается острый дефицит правильных обедов и завтраков для школьников, еще острее стоит проблема питания для льготных категорий учеников. Сейчас каждая школа, а точнее, ее руководство, самостоятельно определяет категории детей, нуждающихся в бесплатном питании, согласно выделенным школе бюджетным средствам. Как правило, к категории социально незащищенных относятся дети-сироты, дети, живущие с опекуном, инвалиды, дети из неполных семей (родители-одиночки, семьи, потерявшие кормильца и родители, состоящие в разводе, но не получающие алиментов). Причем последняя категория (не получающие алиментов), вскоре себя исчерпает, судя по тому, как рьяно взялись за работу российские судебные приставы.

Для того чтобы вашему ребенку предоставлялось льготное питание в школе, необходимо оформить заявление на имя директора школы и представить ему копии документов, подтверждающих вашу льготную категорию.

По всей стране учащиеся с 1 по 4 классы обеспечиваются бесплатными завтраками, обеды – уже за деньги. С 5 по 11 класс – питание платное за средства родителей. Дети-льготники обеспечиваются бесплатными завтраками и обедами с 1 по 11 класс.

Школьный завтрак или домашняя еда


На первый взгляд ответ очевиден – домашняя еда всегда лучше и полезнее, а кроме того, учитывает пищевые предпочтения каждого конкретного ребенка. Но на практике дело обстоит несколько иначе. Многие дети попросту стесняются приносить завтрак с собой. Решать этот вопрос со своими детьми родителям предстоит самостоятельно. Объясните своему ребенку, что домашняя еда намного лучше школьной, а кроме того, заботливо уложенный в портфель мамой или папой пакет с едой – это свидетельство любви и заботы о ближнем, чего многие другие дети могут вовсе не знать.