Задумывались ли Вы о том, сколько любви, поддержки, а главное, веры в себя и в людей дают Вам Ваши близкие и друзья?

А о том, что переживают дети, находящиеся в детском доме?..

Они лишены того, что делает человека реально счастливым, как в детстве, так и во взрослой жизни: уверенности, что ты любим и нужен. Отсутствие любящих родителей и настоящих друзей, приводят к искажению эмоционального фона, ребенок чувствует себя одиноким, но и сам он при этом не привыкает испытывать ответственность за другого.

Основная задача шефа показать ребенку, что он не одинок, что он является частью общества, это помогает ему обрести уверенность в себе. Когда ребенок получает письмо, его глаза загораются, это мне написали, именно мне! Я ему нужен!

Само по себе шефство возникло достаточно давно, ещё в советское время заводчане брали шефство над детскими домами, пионеры - над октябрятами, мастера – над новичками и так далее, список можно продолжать до бесконечности. Я бы хотел попробовать вместе с Вами разобраться, что же такое шефство над ребятами из детского дома на примере проекта «Невидимые дети» и моего личного шефства.

Итак, если коротко, шеф – друг по переписке. Официально это так, но мало кто останавливается только на переписке, кто-то по истечению какого-то общения в письмах звонит подшефному, кто-то начинает ездить, а кто-то даже усыновляет или оформляет опекунство… Взаимоотношения между шефом и ребенком настолько индивидуальны, зависят от такого огромного количества факторов, что подстраивать их под какую-то систему просто бессмысленно. Бесспорно, каждый человек, становящийся шефом имеет какую-то свою мотивацию для этого, и это правильно, но каждый желает детям только добра, хочет сделать их мир немного ярче и позитивнее. Увы, статистика не врет, лишь 5-10% выпускников более или менее устраиваются в жизни и, как мне кажется, лишь шеф при поддержке воспитателей может немного исправить эту статистику. Судите сами, волонтеры приезжают, устраивают праздник и уезжают, спонсоры – сгружают подарки и забывают о существовании детей до следующего Нового Года, воспитатели, к сожалению, воспитателей мало, а детей много, на всех времени не хватает, к тому же для многих ребят воспитатели уже не авторитет. Остаются возможные родственники и шефы. А что же делать, если родственников нет, или они не интересуются детьми, или же сами ведут асоциальный образ жизни? Устроить детей в приёмные семьи. В идеале, да, это самое лучшее решение. Но семей, готовых принять ребенка к себе, гораздо меньше детей, находящихся в детских домах. Перед написанием этой статьи я разговаривал с выпускницей детского дома, вполне состоявшейся женщиной. Выпускалась она в 1973 году в далекой глубинке Смоленской области, сейчас живет в Москве. Во время беседы она сказала мне, что никогда не хотела, что бы её удочерили, даже когда её забирали в семью на каникулы, ей там было очень некомфортно и она с нетерпением ждала их окончания. Такие дети есть и сейчас, в основном это старшие ребята, для них жизнь в детском доме гораздо привычнее и менять её они не хотят. В этом случае шефство подходит как нельзя лучше. Ведь шефы не изменяя привычный уклад жизни ребенка, пытаются подружиться с ним, влияя на его поступки советами.

Шефство над выпускниками лишь вершина огромного айсберга, хоть и самая сложная. Сейчас очень много говорят о недостаточной социализации детей из детских домов, да и откуда ей взяться? Когда по правилам дети не имеют права готовить, самостоятельно ходить в магазин, работать и зарабатывать, усугубляется это всё тем, что у них перед глазами нет живого примера. Шефы же в письмах и разговорах рассказывают детям о той стороне жизни, где приходится самому готовить себе пищу, упорно работать, содержать семью и платить налоги. Если отношения между шефом и ребенком развиты, то ребёнок прислушивается к рассказу шефа, что-то запоминает и использует в последующей жизни. Изначально шеф может рассказывать малышу об окружающем мире, ведь кругозор у детей в детском доме весьма ограничен. Немного-то и увидишь за забором.

Назваться шефом достаточно просто, надо заполнить заявку с указанием своих контактных данных и написать с каким ребенком Вы хотели бы общаться. Но стать настоящим шефом, другом ребенку, чрезвычайно трудно, каждый шеф Вам может это может подтвердить. Заслужить доверие этого маленького человека, пожалуй, самая важная и самая трудная часть шефства. Не меньшей важностью она обладает и для ребенка. Дети в детском доме одиноки по определению. Да, у них есть друзья, но в основном эти друзья живут с тобой в одной комнате, с ними не поделишься самым сокровенным. Ещё обсмеют, а авторитет нужно держать. Рассказать всё воспитателю тоже не всегда возможно, ненароком можно и наказание получить. Это хорошо если в детском доме есть педагоги от Бога, к которым ребенок может свободно подойти рассказать о своих шалостях и достижениях, получить так необходимую ему долю похвалы или неодобрения. За свои посещения детских домов я видел много таких воспитателей, но на общем фоне их крайне мало. А детям, как и любому человеку, необходимо делится своими переживаниями и радостью, вспомните себя как Вы после удачных переговоров или потери бумажника звоните друзьям, близким рассказать о случившемся. В жизни ребенка появляется шеф, который позиционирует себя как друга, вроде бы ему можно доверять, но доверие приходит не сразу. Ведь его обманули, предали самые близкие ему люди, мама и папа, оставив в детском доме. И не важно, погибли ли родители или ребенка изъяли из семьи, для него это всё равно страшное предательство. Поэтому и ко всем новым людям, а особенно к взрослым дети относятся с осторожностью. Когда общение немного наладилось, ребенок может поделиться маленькой тайной, обычно какой-нибудь шалости, как бы проверяя, а не расскажет ли воспитателям, а не бросит ли меня снова, узнав, что я такой плохой. Затем придет время и большой ребячьей тайны. Начиная доверять Вам, ребенок ощущает свою нужность как Вам, так и всему обществу. А это один из самых важных факторов для формирования личности. И именно этого, к сожалению, ребята лишены.

Я не утверждаю, что шефство – это панацея от всех проблем детей, воспитывающихся в детском доме. Как и любой проект, он имеет свои недостатки. В основном, конечно же, они связаны с человеческим фактором. Каждый человек, становящийся шефом индивидуален и имеет свои собственные взгляды на шефство и на то, как он может помочь ребенку. Иногда случается так, что шеф начинает общение, не учитывая специфику воспитания в детском доме, и тем самым может даже навредить ребенку. Но в этот момент на помощь ему приходят координаторы сообщества, опытные шефы, психолог и администрация детского дома. Некоторые координаторы проводят встречи шефов, на которых происходит обмен опытом и обсуждение проблем.

На мой взгляд, есть ещё один важный аспект взаимоотношений шефа и ребенка, это отдача от ребенка. Практически все взрослые говорят, что им ни чего не нужно от детей, но писать письма в никуда, ох как сложно. Другое дело, когда есть ответ от ребенка. Когда ребенок отвечает на Ваши вопросы, сам их задает, строить общение гораздо интереснее и полезнее для обоих. При реальном общении, разговоры по телефону, поездки в гости, реакция виднее. Ребенку необходимо пощупать, услышать голос того человека, с которым он общается, просто писать письма неизвестному человеку ему невероятно тяжело. И, как мне кажется, именно из-за этого риск затухания общения повышается в несколько раз. Совершенно обратный эффект дает личное общение, ребенок видит Вас, Ваши эмоции и тянется к Вам.

Когда один из интернатов подключился к проекту, по просьбе воспитателей всем первоклассникам были найдены шефы. Но большинство из них не умели ни что писать, даже читать по слогам для них было невероятно трудно. Один мальчик из этого класса не знал даже букв. Когда ему начали приходить письма от шефа, он настолько захотел их читать сам, что просил воспитателя позаниматься с ним. В итоге через 2 месяца он не только выучил все буквы, но и научился читать по слогам. Сейчас он уже сам читает свои, написанные именно для него письма.

И последняя, не менее важная часть шефства – это защита ребенка. Не секрет, что до сих пор существуют учреждения, где ребенка за провинность могут напичкать лекарствами или отправить в лечебное учреждение. При появлении у ребенка шефа администрация лишний раз задумается, а стоит ли отправлять ребенка на лечение, вдруг узнает шеф, а он как никак представитель общественности. Да и воспитатель лишний раз не поднимет руку на него. Помимо этого шеф, при возможности, может быстрее и адекватнее отреагировать, например, на болезнь ребенка, проконтролировать действия врача, отправить необходимые лекарства.

Когда мы с шефами приезжаем в одну из школ-интернатов, я часто слышу от воспитателей слова благодарности в адрес сообщества. Рассказывают, что ребята стали успешнее в учебе, радуются, когда шефы их хвалят за успехи, у детей появился стимул к развитию. Ну а что думают ребята о своих шефах, достаточно просто заглянуть им в глаза и Вы все поймете…

Шеф дает ребенку новые отношения, отличные от системы детского дома, возможно, не всегда ребенок их понимает, так как привык видеть в приходящих либо спонсора, либо потенциальных усыновителей, особенно это случается у детей, практически всю жизнь проживших на попечении у государства. Похожее отношение бывает и со стороны администрации. Когда несколько лет назад я начал с волонтерской группой ездить в один из интернатов, то администрация именно так нас и воспринимала. Но благодаря прошлому руководителю группы, который не раз им объяснял обратное, нас стали воспринимать совершенно с другой стороны. Тоже самое и с детьми, необходимо постараться четко им объяснить, что Вы вкладываете в ваши отношения. Но я повторюсь, что всё-таки большинство детей будут рады именно дружбе шефа, так как дружеские отношения для них гораздо важнее любого подарка.

Как-то, приехав к подшефному, я привез ему в подарок книжки, он их быстренько пролистал и убрал на полку. Я сначала удивился, подумал, что они ему не понравились и, соответственно, задал об этом вопрос. Ответ был поразительным: «Сереж, ты же всего на 2 дня приехал, пойдем, я тебе свои поделки покажу, у нас тут выставка проходит. А ещё я четверть хорошо закончил, а ещё мы с друзьями ходили… а ещё… Книжки я потом посмотрю, они же ни куда не денутся». На следующий день рассказывал, как он после моего ухода прочитал первые 100 страниц и что ему было наиболее интересно.

Быть шефом невероятно трудно и ответственно, ведь от тебя зависит судьба маленького человека, и здесь всегда необходимо действовать по принципу, главное – не навредить. С Димкой я познакомился, так же как и все шефы Сообщества, были списки детей из детского дома, желающие переписываться. Взгляд остановился на двух именах, Алеша и Дима, почему сам не знаю. Первым был Дима. Отправил заявку на него, с указанием, что если ему шефа уже нашли, то я готов быть шефом другого мальчика. На следующее утро получил ответ: «Ваш подшефный Дима…» И началось, сначала первые два письма для знакомства. Потом первый звонок, ох как же я перед ним волновался. Через полтора месяца поездка. Наша первая встреча до сих пор стоит у меня перед глазами. Детки готовятся к Новому году, репетируют, я незаметно просачиваюсь через них в кабинет директора, поговорив со мной, она позвала Диму. Вошел мальчишка и уставился в пол. «Привет, Дима!» «Здравствуйте!» Мы написали заявления, и пошли гулять. «Знаете, а я Вас сразу заметил и стоял у двери, ждал, когда меня позовут». «Да, Дим, а я, к сожалению, тебя не разглядел. Кстати, можешь меня на «ты» называть, во-первых, я не такой уж и старый, а, во-вторых, надеюсь, мы с тобой когда-нибудь станем друзьями». Прошел год. Это был сложный год для становления нашей дружбы. Были и обиды, и хлопанье дверью перед носом, а один раз он мне сказал, что бы я нашел ему другого шефа, со мной он не хочет общаться. Я его попросил подождать до утра, если он захочет, то я попробую найти нового шефа. К утру, он передумал. Но вместе с тем, были и доверительные беседы, он делился своими радостями и переживаниями, иногда спрашивал совета, иногда сам доходил до решения. Потом была экскурсия в Москву, организованная силами шефов, мне кажется, именно она вывела нашу дружбу на новый уровень. Дима был в Москве неделю, всё это время я был рядом с ним. После экскурсии мы стали созваниваться регулярно, я в курсе всех его успехов и неудач и Дима точно знает к кому он может обратиться в трудную минуту или поделиться радостью. Он знает, что я могу и отругать за какой-то поступок, но он уверен, что ни какой проступок не изменит моего отношения к нему.

Трудно дать количественную оценку деятельности шефов как инструмента помощи детям-сиротам, ведь шефы не привозят подарки грузовиками и не получают деньги от спонсоров. Но то, что шефство занимает свою, далеко не последнюю, нишу в деле помощи и социализации детей, это факт. Есть немало историй успешного шефства и реальной помощи детям, все они описаны на сайте и форуме сообщества Невидимые дети. Необходимо не забывать, что шефство, это долгая и трудная работа, для которой необходимо иметь немного свободного времени, финансов, огромное желание помогать детям и работать над собой. Тогда у Вас всё получится, а улыбка и доверие ребенка будет самой лучшей наградой.

В завершение всего написанного, я готов пригласить Вас в поездку в детский дом, что бы Вы сами увидели настоящее общение шефа и ребенка. Пишите на marksman.aero@gmail.com, я буду рад общению с Вами.

Успехов Вам!
Молотков Сергей.
Координатор проекта шефство
Руководитель волонтерской группы.