План храма Гроба Господня в Иерусалиме
План храма Гроба Господня в Иерусалиме
2 - Кувуклия
3 - гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима
4 - часовня Адама

5 - скала Голгофы
6 - (в верхнем уровне) - святая Голгофа
8 - церковь Воскресения (Кафоликон) - греческая, Иерусалимский патриархат
10 - полукруглый коридор в обход церкви Воскресения
11 - Камень Помазания

13 - придел сириян
20 - темница Христа
21 - придел сотника Лонгина
22 - придел Разделения Риз
23 - придел Глумления (Поругания)
24 - церковь св. Елены
25 - старая цистерна, место обретения Креста Господня
26 - вход в храм

27 - лестница Марии Египетской

29 - двор храма Гроба Господня

Центр храма Гроба Господня занимает церковь Воскресения, принадлежащая грекам.

Церковь Воскресения

Церковь Воскресения Мозаики купола церкви Воскресения

Вокруг нее идет полукруглый коридор с малыми приделами в воспоминание разных моментов Страстей Христовых, в которых в древности сохранялись, как святыня, и орудия этих спасительных Страстей. Ближайшим к Голгофе, в углублении апсиды, расположен Придел Поругания, где открытый престол покоится на обломке колонны, на которой сидел Спаситель во дворе Претории, когда воины издевались над Ним, как над царем. Этот придел носит еще название Часовни Тернового венца; вероятно, в средние века здесь сохранялся и колючий венец, которым увенчали Господа бессердечные воины.

Придел Поругания


Придел Поругания

Далее в нескольких шагах с правой же стороны видим лестницу, ведущую в подземный храм св. царицы Елены (принадлежащей Армянам); купол его выходит на поверхность земли и сквозь окна в куполе освещается этот красивый храм. В правом углу его еще лестница в 13 ступеней приводит в небольшую пещеру; это и есть старая цистерна, в которую были сброшены кресты трех распятых и где они были не без труда отысканы св. царицей. Бронзовое изображение ее стоит над католическим престолом; рядом в глубине каменная плита с выложенным мозаикой православным крестом отмечает самое место обретения Животворящего Древа. Долгое время оно и сохранялось тут, и тут воздавалось ему поклонение; в воспоминание этого в день Воздвижения Креста здесь совершается торжественная православная служба с крестным ходом и чином Воздвижения.

Спуск в храм святой равноапостольной царицы Елены Храм святой равноапостольной царицы Елены
Храм святой равноапостольной царицы Елены

Мозаика на полу храма св. Елены
Мозаика на полу храма св. Елены

Мозаика на полу Место обретения Креста Господня

Окно, где стояла святая царица Елена

Из церкви св. Елены сюда выходит окно, через которое св. царица следила за раскопками цистерны в день обретения и откуда для поощрения работавших бросала монеты. Главный престол посвящен ей, а придельный - благоразумному разбойнику, имя которого по преданию было Дисмас.

Поднявшись из этого храма, продолжаем путь по галерее: следующая часовня, опять в апсиде, посвящена Разделению риз Христовых и над престолом висит изображающая это событие икона. Здесь хранилась в древности часть ризы Господней.



Следующая такая же часовня создана в честь св. Лонгина, сотника, который уверовал в Сына Божия. Здесь между IV и VI веками паломники могли видеть копье, пронзившее ребро Господа, и губку, поднесенную к Его устам на Кресте. Теперь только икона на стене апсиды свидетельствует о событии - сотник у креста исповедует Распятого "Сыном Божиим", и другая внизу повествует о том, как, будучи обезглавлен за это исповедание, Святой помогает женщине найти его голову и исцелиться от слепоты.

Темница Христа

Следуя той же галереей от придела св. Лонгина на юг, паломник видит в глубине направо две полутемные часовенки: ближайшая - часовня Уз, здесь лежит плита с двумя отверстиями для ног, куда сажали заключенных, осужденных на казнь; также был заключен и окован и Спаситель наш, о чем свидетельствует икона над плитой, изображающая Его с окованными ногами. Далее, в глубине под сводом, вторая часовня посвящена Божией Матери; на иконе мы видим Ее в скорбной молитве, окруженную плачущими мироносицами в страшный день распятия и смерти Господа. Здесь "во дни оны" была обширная еврейская гробница, переделанная потом в часовню. Возможно, что здесь укрывались святые Жены в скорбные дни те.

От этой часовни прямая сводчатая галерея приводит к довольно большой францисканской церкви во имя явления Воскресшего Спасителя Своей Матери. Постройка ее относится к IX веку, так же, как и часовня Уз и прилегающая галерея. Здесь у самого входа направо на небольшом алтаре хранится часть порфировой колонны, к которой был привязан Спаситель во дворе Пилата во время бичевания. Колонна за решеткой, позволяющей однако видеть ее и прикоснуться концом длинной тут же лежащей трости. Для поклонения и лобызания колонна открывается в Великую среду католической Страстной недели.

В этой же церкви почитается место воскрешения умершей женщины прикосновением Животворящего Креста Господня при его обретении.
Обойдя храм полукруглым коридором, паломник входит в ротонду Гроба Господня, в центре которой находится Кувуклия. Сзади к Кувуклии пристроен коптский алтарь, слева от него – место молитвенного поклонения христиан: именно сюда обращено изголовье находящегося внутри пещеры ложа, где лежало Пречистое Тело Господа.

Гробница Иосифа Аримафейского и Никодима

Позади Кувуклии из ротонды есть вход в небольшую церковь, где находятся гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима.

Храм Гроба Господня

Храм св. Гроба – сердце христианского квартала старого Иерусалима. За многие века он со всех сторон оброс постройками, главным образом, монастырями и малыми церквами. Так уже в IX веке к ротонде с южной стороны были пристроены три церковки: ближайшая к ротонде называется сейчас церковью Сорока Мучеников, здесь с XVI века была усыпальница греческих патриархов. Рядом с нею - храм св. Марии Магдалины, без крыши, только алтарная часть покрыта навесом. Из нее проход в соседнюю церковь, в память св. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского, с чудотворной иконой Богоматери, писаной по преданию св. апостолом Лукою.

Над церковью 40 мучеников возвышается колокольня, построенная во времена крестоносцев. Воздвигнута она была в 5 этажей и венчалась куполом, но верх обрушился во время землетрясения в XVI веке и теперь она не выше 3-х этажей.

Вход в храм Гроба Господня

Напротив этих трех храмов, через малый дворик, на который эти храмы выходят одной сплошной толстой стеной, расположен греческий Авраамиев монастырь (XVII века), рядом с ним армянское подворье, а к нему примыкает абиссинская часовня во имя Арх. Михаила с монастырем позади нее.

Орнаменты

С юга во дворик выходит православное Гефсиманское подворье, где хранится круглый год икона Успения Богоматери (плащаница), износимая торжественно в Успенские дни на Гробницу Ее. Рядом вплотную мечеть, которая собственно и есть мечеть Омара, на месте, куда этот первый мусульманский завоеватель Иерусалима отошел помолиться в то время, как осматривал с патриархом Софронием Храм св. Гроба. На вопрос патриарха, почему он не молился в Храме, а счел нужным значительно отойти от него, халиф ответил, что, раз помолившись в Храме св. Гроба, он этим навсегда присвоил бы его себе, и мусульмане не дозволили бы более христианам приблизиться к Храму. Об этом великодушии халифа долгое время гласила надпись на доске на стенах мечети.

Фасад храма

Фасад Храма св. Гроба, высокий и величественный, замыкает с севера этот прямоугольный дворик, являющийся как бы папертью всех этих храмов, равно как и Храма Гроба Господня. Здесь же и единственный вход в этот древний храм, через большие ворота в левом углу; вторые подобные ворота рядом заложены еще в XIII веке.

Колонна, расколотая Благодатным огнем

Фасад Храма св. Гроба существует с XII века, со времен крестоносцев. И ворота и окна были украшены барельефами на евангельские темы, но частью разрушились, частью похищены. Слева от могучих деревянных дверей одна из трех колонн, подпирающих арку, расколота снизу доверху. По преданию, много веков назад, когда православным было отказано в проведении Пасхальной службы, при которой сходит Благодатный огонь, колонну рассекло небесное пламя. Оно сошло не в Кувуклию (Гроб Господень), где его безуспешно ожидали армяне, а в руки греческого Патриарха, который возжег пасхальную свечу на улице, от храмовой колонны. Чуть левее находится башня, откуда спрыгнул турецкий воин Амир, под влиянием этого чуда уверовавший в Господа и не разбившийся, ибо камни размягчились, как воск. Его следы до сих пор видны на камне. За эту веру он был казнен мусульманами усекновением главы.

Следы воина Амира
Следы турецкого воина Амира

Хранитель ключа
Человек в галстуке - хранитель ключа от Храма

Ключи от Храма Гроба Господня с середины XIX века хранятся у двух мусульманских семейств, которые закрывают его с наступлением сумерек, и отпирают в 23 часа по просьбе одной из трех служащих в нем христианских конфессий.

Надписи, оставленные паломниками

Во все века находились паломники, которые оставляли надписи о своем посещении величайшей святыни христианского мира. Эта запись на колонне содержит дату - 1389 год. Но гораздо чаще на стенах Храма можно увидеть безымянные кресты, вырезанные в камне - память о паломниках, преодолевших трудный и опасный путь и имевших счастье поклониться Гробу Господню.

Паломнические кресты на стенах Храма Гроба Господня

При подготовке использованы фрагменты труда епископа Мефодия (Кульмана) "Святая Земля"

Читать дальше »»

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб Хайфа и гора Кармилдом Иоакима и Анны. Место Рождества БогородицыНазаретГорненский монастырьЭйн Карем. Пещера Иоанна КрестителяВифлеемПоле ПастушковИорданИерихон. Гора ИскушенийКана ГалилейскаяГенисаретское озеро. Капернаумрыба апостола ПетраМагдала и гора Блаженствгора Фавор и долина Изреельвода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальниВифания. Гробница ЛазаряГорница Тайной Вечери. ГефсиманияГефсимания. Монастырь Марии МагдалиныКрестный путь Спасителяпорог Судных ВратГолгофа и Гроб Господеньистория храма Гроба Господняструктура храма Гроба ГосподняЕлеонская гора – место Вознесения ГосподняЯффо, Иоппия. Проповедь апостола ПетраУспение Божией Матери. Гефсиманская гробницаЛидда. Храм Георгия ПобедоносцаЛавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.