Педагог-психолог Клиники интегративной медицины Дмитрия Раевского, куратор психологического проекта «Такой как мы» Татьяна Виноградова, рассказала о том, как правильно хвалить ребёнка.

Похвала влияет на развитие личности ребёнка. Особенно важно признание взрослым, близким человеком того, что ребёнок существует, что он разумный человек, такой же, как мама и папа. Это проявление уважения к его талантам и достижениям, к нему самому.

Поделюсь личной историей. Когда я училась в школе, решила задачу по математике необычным способом: правильно, но нестандартно. И учительница сказала только: «Как интересно получилось». Она меня не похвалила, так как была обескуражена и скрыла эту эмоцию, не признав меня как человека, способного нестандартно мыслить. Это оставило глубокий отпечаток в формировании моей личности, стало ограничивающим фактором.

Хвалить ребёнка можно и нужно. Но делать это следует правильно. Первый принцип правильной похвалы заключается в уважении ребёнка, когда за похвалой стоит признание его как личности.

Второй принцип – это искренность.  Мы часто хвалим шапочно, не вникая в подробности. А нужно прочувствовать самому этот успех, возможность, испытать радостную эмоцию. Если вы действительно чувствуете необходимость похвалить, похвалите. Детей не обмануть, они видят и ценят всё настоящее, что есть у родителей.

Третий принцип правильной похвалы заключается в том , чтобы выявить сильные качества у ребёнка.  Когда вы хвалите за какой-либо поступок, важно увидеть изюминку и уделить ей особое внимание. Тем самым вы показываете свою заинтересованность. Ребёнок располагается к вам, потому что вам не всё равно, не безразлично. Например, он нарисовал рисунок. Почувствуйте, какое настроение было у ребёнка или что чувствуете вы. Поделитесь с ним этим чувством. Это может быть прилив сил, грусть или воспоминание о вашем детстве. Не стесняйтесь рассказать о своих чувствах, будьте искренними, подчеркните силу работы.

Как правильно хвалить ребенка Photo by Jonathan Borba on Unsplash

Или, например, ребёнок принёс из школы хорошие оценки за четверть. Похвалите его не просто словом «молодец», а проявите заинтересованность, что было самым сложным для него или что он чувствует, когда получает четвёрки и пятёрки, расспросите о дальнейших планах. Искренний интерес делами детей намного важнее, чем просто слова «молодец» или «я тобой горжусь».

Четвёртый принцип заключается в том, что когда мы хвалим ребёнка, важно думать о нём и о его будущем. Не о том, что бы он сейчас хотел услышать, но что будет после значимого события. Ребёнок сделал что-то впервые своими руками или написал первый стих в своей жизни, подумайте, помечтайте вместе, какие перспективы перед ним открываются, какие горизонты возможностей. В любой похвале должна быть заложена эволюция, мотивация на развитие талантов и качеств.

Чего лучше не делать, не говорить, когда хвалите ребёнка?

Не нужно навязывать своё мнение. Ребёнок сделал работу, он в любом случае молодец. Но ему не всё равно, что вы думаете. Так не критикуйте, не обесценивайте его труд.

Второй момент, на который хочется обратить особое внимание, это стоп-фраза: «Вот теперь ты молодец, вот теперь я тебя люблю». По детскому размышлению получается, когда ребёнок не сделает какую-то работу, вы его не любите. А, следовательно, родительская любовь – это то, что нужно заслужить, заработать. Фразы, выражающие такие «условия», лучше никогда не использовать.

Не стоит проявлять и показное безразличие. Отношение, будто ребёнок – молодец – это данность и ничего выдающегося в этом нет, равносильно тому, что значимость самого ребёнка невелика в вашей жизни. 

Из всего сказанного выше можно сделать один простой, но глубокий вывод. Всегда думайте о том, чем ваша похвала может обернуться для ребёнка в будущем. И тогда нужные слова и эмоции возникнут естественным образом.