Отечественное образование сегодня не пинает только ленивый.  Я же, будучи  человеком активным и деятельным, себе в удовольствии не отказываю, отчего не раз выступала с разгромными речами и статьями о нашей школе. Но сегодня, вопреки традициям, надеваю  мантию адвоката и беру под защиту, если не весь бездушный механизм, то хотя бы отдельные его винтики.

К. А. Трутовский "Сельская учительница"

Учителя… Рядовые в этой войне и ее заложники одновременно. Именно они принимают на себя основной  удар, и именно им достается весь родительский гнев относительно спущенных «сверху» нововведений. Решат ли городские власти увеличить стоимость школьных завтраков или чиновники от образования введут новый экзамен, мнение народа по этому поводу первыми узнают  педагоги. Людям нужно выпустить пар, и они не особенно задумываются, что те, на кого они выплескивают свои эмоции, не способны повлиять на ситуацию. Не говоря уже о том, что чаще всего сами от нее не в восторге.

А ведь есть еще и коллеги, дискредитирующие профессию. Молодежь нынче продвинутая , поэтому видео с сорвавшимися педагогами вирусом разлетается по сети, становясь предметом общественного обсуждения. И крайне редко народ судит исключительно о героях ролика. Как правило, остракизму подвергаются все представители одной из самых почетных некогда профессий.

Хороших учителей все равно больше, но одна паршивая овца способна испортить все стадо. Вот и растет напряжение, увеличивается непонимание, и родители с педагогами расходятся по разные стороны баррикад, в то время, как должны работать сообща на одно благое дело – воспитание молодого поколения.  

Так, может, пора зарыть топор войны и заключить перемирие, вспомнив о том, что худой мир лучше доброй ссоры? Лично мне очень помогает в этом свод собственных правил, выработанных за годы обучения моих детей в школе.

Линейка 1 сентября. Фото с сайта gorodz.info

Воевать только тогда, когда нет другого выхода

Любая война – это потери с обеих сторон. И победа, даже самая долгожданная, будет горькой, если  за нее придется заплатить покоем своего ребенка.

Ольга – бывший юрист.  Не реализовавшись на профессиональном поприще, мать троих детей использует институтские знания в повседневной жизни, мастерски создавая и разрешая конфликты везде, где только можно. А, как известно, трудно представить себе более подходящее для этого место, чем школа. То контрольную учитель устроит, не предупредив, то  оценку снизит из-за пустяка, то после уроков задержит неправомерно.

Поэтому, когда Ольгиному сыну один из педагогов «вкатил» тройку в четверти, она терпеть не стала. Стряхнув с диплома пыль и вспомнив все, чему ее учили в институте, мать принялась изучать нормативы и правила. Перелопатив гигобайты информации, она, пылая праведным гневом и потрясая заявлением на шести листах, отправилась в кабинет директора школы. Было все – и комиссии, и угрозы обратиться в прокуратуру, и упоминание Страсбургского суда.

 Оценку сыну Ольги так и не исправили (комиссия подтвердила ее справедливость), но зато сам он оказался на больничной койке, куда загремел после драки с одноклассником, посмевшим усомниться в справедливости затеянной войны. К тому времени в нее против воли оказался втянут уже весь класс. Подростки народ горячий, и, если дома им внушают мысль о враждебности внешнего мира, реакция будет соответствующей. Стоила ли банальная четвертная «тройка» заплаченной за нее цены? Вопрос, как мне кажется, риторический.

Конечно,  не всегда войны заканчиваются столь трагично.  И не всегда за победу платят ученики и их родители.

В одной из своих жизней Светлана наверняка звалась Жанной Д’ Арк. Да и сегодня вся ее жизнь – борьба. Правда, в отличие от предыдущей героини, Света  бьется действительно за правое и общее дело. Так, к примеру, выяснив,  что, согласно действующему законодательству, школа обязана обеспечивать учащихся всеми учебными материалами, женщина, засучив рукава, взялась за работу. Ведомственные комиссии, жалобы, встречи с  чиновниками депутатами, и, наконец, долгожданная победа – дети Светланы обеспечены рабочими тетрадями. Правда, оплатил их учитель из своего кармана, но это ведь уже частности, не так ли?

Хотя даже этот пример может считаться положительным, ведь обычно школа, не имея возможности закупить методические материалы, под натиском активных родителей просто отказывается от них вовсе. Учитывая то, что большинство учебников рассчитано на работу с  пособиями, качество обучения в таких случаях резко снижается.  Однако о детях в таких ситуациях мало, кто думает, ведь не ради них затеваются эти сражения.

Индивидуальный подход

Я, будучи гибкой, как лоза, говорю «нет» любым крайностям, практикуя индивидуальный подход к решению даже однотипных задач. Взять хотя бы платные олимпиады – один из самых крупных камней преткновения в учительско-родительских спорах. Так, одни мамы и папы категорически отказывают ребенку в его праве участвовать в них, другие наоборот соглашаются на все, полагая, что лишних знаний не бывает, и «пусть лучше мозгами ворочает, чем перед компьютером сидит». Мне же видится оптимальным поиск «золотой середины».

Конечно, я понимаю, что подобные мероприятия – бонус в копилку учителя. Что до детей, то они могут сколько угодно складывать грамоты в красивые папки, но при поступлении в вуз учитываться будут только победы  в избранных олимпиадах для старшеклассников.

Но ведь не обязательно участвовать в инициированных педагогами акциях корысти ради. Вполне реально среди множества конкурсов отыскать тот, которой способен пополнить багаж знаний ребенка. И нет ничего страшного в том, что при этом любимый педагог получит какой-то «плюс» в свое резюме.

Конечно, достойные предложения еще нужно поискать. За годы учебы моих детей мне довелось видеть много платных олимпиад, но крайне малое их число  оставили положительный след в сердце и памяти. Большинство – просто «кошмар за ваши деньги». Зато отрицательный опыт помог мне  вывести формулу для оценки подобных предложений. Выглядит она так: желание ребенка плюс  его способность выполнить задания самостоятельно – равно  участие в олимпиаде. Если же над вопросами для первоклашки корпит вся семья, включая деда-кандидата наук, с  конкурсом явно что-то не так. И второй раз в нем лучше не участвовать.

Праздник прощания с Азбукой. Фото с сайта kalitva.ru

Кто, если не мы?

Вам не нравится школьные общественные мероприятия? Вы полагаете, что все проводимые учителями акции пропахли нафталином? Вам не хватает в них искренности? Тогда попробуйте это изменить, ведь при желании школа может стать вашим в союзником в благих делах.

Анна давно хотела заняться благотворительностью, но не знала, как это сделать. Будучи домохозяйкой, она имела сравнительно небольшой круг знакомых, а в одиночку большой проект ей было не потянуть. Она долго думала, как быть, пока не догадалась обратиться за помощью к учителю своего сына. Ее предложение  организовать в школе благотворительную ярмарку было встречено педагогом с большой радостью. В итоге этого сотрудничества была собрана  рекордная для региона сумма на лечение больного ребенка.

Школе так это понравилось, что с тех пор она стала проводить подобные мероприятия регулярно, да и Анна не остановилась на достигнутом, став известным в определенных кругах благотворителем.

Конечно, не у всех есть время на масштабные акции, но ведь не ими едиными вымощена дорога в светлое будущее. 

Оксана – топ-менеджер в крупной фирме. Ее занятость на работе не позволяет ей активно участвовать в школьной жизни дочери, из-за чего женщина очень переживала. До тех пор, пока на глаза ей не попался призыв «зеленых» спасти планету от ядовитых батареек. Оксану посетила идея, и она тут же связалась  с администрацией учебного заведения, в котором учится ее ребенок. Женщина предложила организовать в школе сбор аккумуляторов, пообещав взять хлопоты по их утилизации на себя. Все, что требуется сегодня от Оксаны – это забирать время от времени использованные батарейки и отвозить в пункты сбора, расположенные в крупных  торговых центрах. Незначительная плата за гордость дочери.

Конечно, я хорошо понимаю, что бы мы ни делали, на какие бы компромиссы ни шли и как бы ни лавировали, это все равно не решит всех проблем российской системы образования. Но их точно не станет меньше, если продолжать ее демонизировать и воспринимать  исключительно как зло. В конце концов, какими будут школьные годы наших детей – чудесными или наоборот, зависит не только от учителей и чиновников.