Школа – новый и очень сложный этап в жизни ребенка. Ведь это одновременно и новые отношения, и новые правила, новые навыки и новые требования, которые ребенку приходится освоить в довольно сжатые сроки и все сразу. Сложность к тому же заключается в том, что эти требования и правила применяются ко всем детям одинаково, без учета уровня развития каждого отдельного ребенка. Но дети далеко не одинаковы, и многие, в силу разных причин, приходят в школу психически или физически незрелыми.

Что это за причины?

Трудности, связанные с обучением в школе, не случаются ни с того, ни с сего. Львиную долю причин школьной неуспеваемости следует искать в особенностях раннего развития ребенка, его неврологического и соматического анамнеза.

Рассказывает Даниил Андреевич Севан, клинический психолог, патопсихолог, нейрореабилитолог, ведущий нейропсихолог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

«Условно можно выделить два основных направления. Первое напрямую связано с неврологическими нарушениями, которые попадают под компетенцию врачей-неврологов.

Во втором случае речь идет о последствиях задержек психического и речевого развития в раннем детском и дошкольном возрасте. Причины таких задержек связаны с тем, что те или иные структуры коры головного мозга не смогли должным образом функционально сформироваться и обеспечить работу психических функций – моторной функции, функции слухового или зрительного восприятия, пространственной функции и т.д.

Образно это можно сравнить с компьютером. Компьютер собрали, все детали на месте, осталось установить в него программы обеспечения.

То есть что происходит? Каждая психическая функция отвечает за умение выполнять то или иное действие. Например, моторная функция отвечает за движения. Это, с одной стороны, и умение держать ложку, но, с другой стороны, это и способность рисовать карандашом. И второе действие сложнее первого. По мере взросления ребенка его деятельность должна усложняться. С возрастом ребенок должен уметь выполнять все более и более сложные задачи. Если психическая функция (в нашем примере – функция моторики) не достаточно созрела, то и выполнение более сложных действий становится ребенку не под силу. Он начинает не справляться.

Посмотрим, что происходит в школе, если психические функции не созрели.

Если говорить о той же моторной функции, то тех навыков, которых хватало для игр, простых манипуляций с предметами или рисунков, оказывается уже недостаточно для более сложного – для письма.

Если недостаточно сформировалась слуховая функция, ребенок начинает испытывать трудности с переводом устной речи в письменную (в коре головного мозга не создается прочная связка «фонема-графема»).

Незрелость пространственной функции вызывает трудности при рисовании, усвоении счета и норм грамматики языка (ведь умение ориентироваться в понятиях конца и начала, выстраивать причинно-следственные, иерархические связи, умение делить целое на составляющие, идти от большого к малому и наоборот – это и есть умение строить слово, фразу, текст).

Недостаточность функции зрительного восприятия приводит к трудностям при письме и чтении. Ребенку тяжело различать и понимать буквы, схожие по оптическим признакам (например, «н» и «п»).

Систематическая неуспеваемость по русскому языку, например, может быть связана с функциональной незрелостью височных (отвечающих за переработку слухоречевой информации) и/или задних лобных (отвечающих за программирование и обеспечение сложных моторных координаций) отделов коры головного мозга. Такие дети имеют проблемы с почерком, путают буквы при письме, пропускают слоги и буквы, сливают несколько букв в одну, либо не дописывают элементы букв, части слов и предложений».

 

Маркеры потенциальной неуспеваемости

Речь идет не только о детях с явными задержками речевого или психо-речевого развития. Ведь легкие отклонения могут проявляться в виде незначительных «огрех» и оговорок в речи, легких «шалостях», несколько повышенной «живости» в поведении ребенка – чуть-чуть избалован, чуть-чуть вспыльчив, чуть-чуть ошибается в произнесении некоторых слов... Но такие «чуть-чуть» – не что иное, как элементы нарушений, и, к сожалению, в школе именно они вырастают в проблему неуспеваемости.

По каким признакам родители могут понять, готов или не готов их ребенок к школе? Придется ли ему столкнуться с трудностями усвоения школьной программы и новых навыков адаптации?

Рассказывает Наталия Михайловна Шмагина, специалист высшей квалификационной категории, нейролингвист, дефектолог-психолог, логопед-дефектолог логопедического центра «Детская академия речи»:

«В норме у ребенка к 5-5,5 годам (то есть за год-полтора до поступления в школу) должна сформироваться правильная связанная речь как на уровне звукопроизношения (исключение могут составлять звуки «л» и «р»), так и на уровне грамматики. Что должно насторожить родителей детей-дошкольников:

1. В речи ребенка присутствуют фонематические замены: «небель» вместо «мебель», «транвай» вместо «трамвай» – такие оговорки могут свидетельствовать о незрелости фонематического слуха (фонетико-фонематического недоразвития речи), когда ребенок не слышит некоторых фонем родного языка.

В норме у дошкольника уже должны быть сформированы элементарные навыки фонематического анализа. Он может определять первые и последние звуки в слове, умеет разделять слова на слоги при помощи шагов или ладошек, если взрослые ему покажут, как это делается.

2. Не сформирован навык словоизменения: «капустовый» вместо «капустный», «зайцый» вместо «заячий», «колосы» вместо «колосья», «яйцы» вместо «яйца», «кольцов» вместо «колец» – это признаки как частичного фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР), так и не до конца скорректированного общего недоразвития речи (ОНР).

В норме ребенок этого возраста умеет правильно образовывать качественные и притяжательные прилагательные и не испытывает трудностей при образовании множественного числа или родительного падежа существительных, в том числе среднего рода. Допускаются ошибки в образовании притяжательных прилагательных, т.к. это одна из самых сложных в русском языке задач словоизменения.

3. Несформированность навыков понимания временных и пространственных отношений. Ребенок путает слоговую структуру слова (меняет слоги местами при произнесении некоторых слов), затрудняется в употреблении предлогов (на, под, над, из-под, из-за и т.д.). Путается в понятиях «лево/право», «вчера/сегодня», «дни недели», «части суток», «времена года». Не всегда может правильно ответить на вопросы: «Какой день недели после вторника?», «В какое время суток мы обедаем?» и т.п. Подобные затруднения наблюдаются у детей с различного рода нарушениями пространственного восприятия.

4. Связная речь бедная, в ней отсутствуют прилагательные (кроме самых примитивных: «большой», «красный», «маленький» и т.п.). Это свидетельствует об общем недоразвитии речи (ОНР).

В норме дошкольник должен свободно использовать в речи распространенные предложения, состоящие из четырех слов, минимум, в которых обязательно присутствуют разнообразные прилагательные, в том числе притяжательные.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, насколько легко ребенок запоминает цифры и буквы. Такого рода затруднения могут также свидетельствовать о формировании функционально некачественного зрительного восприятия. При этом необходимо учитывать, что зеркальное печатанье (не в ту сторону) букв и цифр допустимо до 7, а у левшей и вовсе до 7,5 лет».

Что в итоге получается в школе?

Если вовремя не обратить на это внимание, то в школе все перечисленные выше проблемы «всплывают» в виде дислексии (неспособности быстро и правильно распознавать слова, а, следовательно, читать и понимать прочитанное), дисграфии (нарушения письма, трудностей с правописанием, пропусков и перестановок букв при письме), дизорфографии (трудностей использования правил русского языка).

В логопедии существует множество классификаций дисграфии. Среди основных можно выделить:

  • оптическую дисграфию – ребенок путает и некорректно употребляет в письменной речи похожие буквы (м-н, с-э, ц-п, ш-щ и т.д.).  Оптической дисграфии могут сопутствовать сложности с пространственно-образным мышлением: восприятие форм, размеров и цветовосприятие.
  • акустическую дисграфию, которая возникает при нарушении фонематического слуха. Ребенок в письменной речи путает местами или вовсе пропускает буквы, заменяет их на парные по звучанию (е-э, ж-ш, б-п и т.д.)
  • аграмматическую дисграфию – неумение строить предложения. Ребенок некорректно использует окончания падежей, числа, предлоги, порядок слов и т.д.;
  • артикуляторно-акустическую дисграфию – неправильное «выговаривание» звуков. Ребенок пишет слова так, как слышит, вернее, так, как сам произносит.

Как мы видим, все эти трудности школьного обучения «выплывают» из перечисленных выше дошкольных проблем.

Сложности поведения

Под проблемами обучения мы понимаем не только сложности усвоения учебной программы, но и также трудности, связанные с поведением.

Д. А. Севан: «Систематические плохие оценки за поведение могут быть следствием того же самого недостаточного функционирования подкорковых структур головного мозга, отвечающих за энергетическое обеспечение функции произвольного контроля. Из-за чего ребёнку просто «не хватает сил» себя контролировать на уроке и «хорошо себя вести». После 5-10 минут интенсивной нагрузки такой ребёнок непроизвольно возвращается к более ранним, игровым формам поведения, не уместным в ситуации занятия».

Неспособность к самоконтролю лежит в основе такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ является еще одной причиной школьной неуспеваемости, наряду с дисграфией и дислексией.

Рассказывает Елена Борисовна Новикова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии детского возраста РМАПО, невролог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

«Если говорить о неврологических причинах неуспеваемости в школе, СДВГ, пожалуй, стоит определить на первое место. Ребенок, страдающий СДВГ, не способен высидеть урок, послушать, понять, услышать, он плохо концентрирует внимание, быстро отвлекается, истощается, что приводит к гиперактивному поведению, а оно в свою очередь также мешает концентрировать внимание. Формируется замкнутый круг.

Это очень сложная, трудно решаемая проблема, требующая участия нескольких специалистов – неврологов, нейропсихологов и дефектологов.

Еще одна проблема – это головные боли у школьников. Они могут быть связаны как с переутомлением, так и с наличием у ребенка неврологического заболевания. Это требует обязательного проведения подробного обследования для выяснения причины головной боли.

Другая неврологическая проблема, затрудняющая обучение в школе – это различные проявления вегетативной дисфункции, такой диагноз звучит как «нейроциркуляторная дистония». Такие дети страдают головными болями, повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям, нарушениями сна, нарушением терморегуляции, повышенной потливостью. При нарастании школьной нагрузки их самочувствие может заметно ухудшаться, и в некоторых случаях таким детям требуется предоставление дополнительного дня отдыха в неделю.

Следующая проблема, мешающая детям учиться – это тики (навязчивые, иногда непроизвольные движения и даже насильственные звуки). Они могут быть проявлением как невротических состояний, так и иметь в своей основе органическую природу.

Детям с неврологическими заболеваниями может потребоваться домашняя форма обучения».

Что происходит, если ребенок сталкивается со школьной неуспеваемостью?

Дисбаланс требований, предъявляемых к ребенку, и его реальных возможностей приводит к трудностям в обучении – ребенок по объективным причинам оказывается неспособен усваивать наравне со всеми школьную программу, и начинает отставать. В довольно скором времени это приводит потере интереса, снижению познавательной активности школьника. Ребенок оказывается в ситуации неуспеха. И тут очень важный момент: у детей в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка и самокритика. Появляется страх быть непринятым в обществе. Школьная неуспеваемость, невозможность себя проявить, отсутствие похвалы со стороны учителя, и, наоборот, постоянная критика начинают резко ронять самооценку ребенка. Он начинает чувствовать себя неудачником.

Что нужно делать?

Важно быть уверенными, что ребенок к школе и физически, и психологически готов. Специалисты рекомендуют еще за год до школы пройти диагностику – у психолога (на предмет психологической зрелости), нейропсихолога (с точки зрения зрелости психических функций) и логопеда (чтобы оценить не только звукопроизношение, но и всю структуру речи, дать четкие рекомендации по дальнейшему формированию и развитию навыков устной речи). И конечно, первый помощник – это невролог. Даже если родителям кажется, что никаких предпосылок для беспокойства нет, это не всегда так. Зачастую близкие люди этих предпосылок просто не замечают, и лишь сторонний специалист может адекватно оценить возможности и навыки ребенка.

Фото - фотобанк Лори