Самый известный диджей России, журналист, ведущая популярных телепередач, музыкант, актриса,  мама троих детей – яркая, талантливая, многосторонняя, искрящаяся светом и любовью – Тутта Ларсен в интервью «Материнство.ру» рассказала о своем материнстве, о совместных с мужем родах, о том, каково работать беременной, о сложностях и радостях многодетной мамы. Быть успешной телеведущей и мамой, «включенной» в своих детей, – возможно ли это совмещать?

Тутта Ларсен и ее семья

- Вы недавно стали мамой в третий раз. Скажите, пожалуйста, ваша третья беременность отличалась от первой и второй – по ощущениям, самочувствию, по вашему отношению к беременности?

Все мои беременности очень похожи между собой.  Чуть больше отеков, чуть меньше энергии или наоборот, но  все равно резких отличий не было.

- Я читала, что во время третьей беременности вы много работали, практически до самого «часа икс». Скажите, пожалуйста, вы не почувствовали какой-то дискриминации к себе в тот период? Как к беременным работающим женщинам относятся в обществе, сотрудники на работе?

Я во все свои беременности очень много работала. Дискриминацию по отношению к себе я ощутила только один раз, когда работала на ТК «Звезда». Мой босс насильно отправил меня в декретный отпуск, он был очень жестко настроен по отношению ко мне  из-за моей беременности. Хотя я с удовольствием бы работала, но у него были свои представления о беременных женщинах в кадре телеканала.  Когда же я была беременна Лукой и работала на MTV,  и во время последней беременности, все, наоборот, носили меня на руках, умилялись, подкармливали.  Всячески ублажали! Мне нравится быть беременной на работе, это всегда для меня праздник. На MTV  я вообще работала до последнего, пока  мне не сказали, что я уже не помещаюсь в кадр!

- Своего первого ребенка Луку вы рожали одна, а Марфу и Ивана уже вместе с мужем. Правильно? Какие роды вам больше понравились? Как ваш муж вел себя во время родов – помогал вам? Многие женщины категорически против присутствия при родах своего мужчины – «он не должен видеть весь этот ужас». Что вы думаете по этому поводу?

Мне нравится рожать, когда муж рядом. Когда я рожала  Марфу, муж находился со мной в одной комнате, когда рожала Ваню – в соседней. Он за нас молился, и для меня это была лучшая помощь.  В самом же процессе муж не участвовал, мне нужно, как кошке, рожать одной. Есть женщины, которым мужья помогают  в родах. Мне нужно было просто, чтобы он был рядом. Но далеко не всем женщинам и мужчинам нужно рожать вместе, это очень индивидуальная и личная история для каждой семьи. Мужчина тоже должен быть готов к совместным родам и понимать, на что он идет. Для мужчины это драматичный опыт, поэтому если кто-то не хочет рожать вместе с мужем или муж не хочет присутствовать на родах, это вполне нормально и понятно.

- Как старшие дети отнеслись к появлению малыша? Не было у них ревности?

Старшие дети ждали появления малыша, хотели этого. Поэтому приняли с радостью. Очень его любят и хорошо с ним общаются. Ревности  у них нет:  Лука выплескивает ее на Марфу, а Марфа просто не ревнивая у нас. (улыбается)

- Сложно быть многодетной мамой? Или, действительно, в утверждении, что с каждым ребенком становится легче – есть доля истины?

Многодетной мамой, как мне кажется, быть легче, чем мамой одного ребенка. Потому что дети, когда их больше, могут сами себя организовать. У них уже свое сообщество, которое живет по своим законам. Потом, многодетная мама – это человек,  у которого очень легко «отваливаются» ненужные вещи. Значимым остается только то, что на самом деле важно и актуально. Когда вся бытовая шелуха по жизни отпадает, то действительно становится легче.

- Сейчас у мам появилось столько «помощников», которые не были популярны и широко распространены еще 20 лет назад – подгузники, слинги, позиционеры для сна, радионяни и прочее. Какой был для вас самый полезный и нужный гаджет в вашем материнстве?

Это автокресло на колесах. С удовольствием мы пользуемся подгузниками Huggies, уже около десяти лет пользуемся только этими подгузниками. И конечно, это слинги и шарфы.  Вот, например, слинго-куртка была для меня новым и очень полезным открытием.

- Легко ли маме с маленькими детьми сделать карьеру, в принципе, и в СМИ, в частности? Не являются ли дети преградой, поводом для предвзятого отношения для талантливого человека?

Я считаю, что дети не только  не преграда, но часто и способ сделать карьеру. Как сказал мне один священник, у которого девять детей, «Многодетная мама – это тоже карьера».  Женщина, которая выбирает для себя такой путь, для меня, безусловно, успешна и реализована. Я сама раньше боялась и думала,  что когда ты рожаешь ребенка, твоя жизнь заканчивается. Но это не так! Жизнь женщины только начинается  после того, как она становится мамой. Все приходит:  и карьера, и социальная  значимость, и востребованность, и духовный рост. Все это приносят в жизнь женщины ее дети. Конечно, это нелегкий путь, но никакой путь не может быть легким, если он настоящий.

- Как вы относитесь к выражению «Ребенок всегда прав?»

Я не понимаю это выражение, потому что оно абсолютно категорично. И как всякое категоричное выражение – абсурдно. Ведь и взрослый не всегда прав, и ребенок не всегда прав. Общение ребенка и взрослого – это некий диалог, некое сотрудничество. Здесь могут ошибаться и быть неправыми обе стороны.

- Вы строгая мама? Вы наказываете своих детей?

Да, я строгая мама, и я наказываю своих детей, но я противник телесных наказаний! Наказание не должно быть неожиданностью для ребенка, ребенок должен быть предупрежден, за что его могут наказать. Понимать, что если он совершит какой-то поступок, то за этим последует наказание. В виде наказаний у нас существуют запреты на удовольствия, то есть мы можем лишить сладкого или мультиков. Могут быть отменены встречи или праздники, но никакого насилия, конечно.

- Как вы путешествуете и отдыхаете, в основном – вдвоем с мужем или вместе с детьми?

Мы путешествуем с детьми, но это скорее для детей. Потому что для меня отдых с детьми не является полноценным отдыхом. Если я хочу на самом деле отдохнуть, то это только поездка с супругом куда-то вдвоем.

- Как вы «заряжаете свою батарейку»? Какое занятие придает вам силы, энергии?

Читаю и сплю. Самая главная вещь, которой не хватает маме - это сон, поэтому я при любой возможности сплю.

- Записываете ли Вы доходы и расходы семейного бюджета? Если да, то как это происходит – в виде какой-то таблицы или электронной программы? Это помогает вам в конце месяца анализировать и оптимизировать свои расходы?

Я не записываю свои доходы. Я не умею обращаться с деньгами правильно и сама удивляюсь, что они не переводятся как-то.

- Как же Вы учите детей правильному обращению с деньгами?

Детей,  безусловно, нужно учить обращению с деньгами. Недавно в России прошла Неделя финансовой грамотности для детей и подростков. Мне кажется, это очень здорово. Мне вот очень не хватает этих знаний, поэтому я стараюсь, чтобы у моих детей с деньгами были более понятные отношения.  Не в том смысле,  чтобы они о них мечтали, потому что деньги, конечно, не центр и не основа жизни, но чтобы они умели грамотно обращаться с деньгами, как с необходимым средством.

- Вы даете своим детям карманные деньги? Если да – то всем ли одинаковые суммы, как часто и как много (если не секрет)? В случае если дети провинились и должны быть как-то наказаны, распространяется это наказание на карманные деньги, или это незыблемая константа?

Да, у детей есть карманные деньги. Луке мы даем сто рублей в неделю. У Марфы есть своя копилка, куда она складывает медяки. Если дети в чем-то провинились, то мы можем лишить их карманных денег. Особенно, если это касается проблем с учебой или если дети тратят деньги на запрещенные продукты: чипсы, газировку. У нас, например, была такая история в школе, когда  Лука съел столько шоколада, что весь покрылся сыпью, на какое-то время нам пришлось его лишить карманных денег.

- Обсуждаете ли вы с детьми какие-то политические события дома, смотрят ли они новости? Например, эта ужасная история с няней и погибшей девочкой широко обсуждалась в том аспекте, что некоторые родители сами показали дома своим детям это видео, считая, что дети должны знать, что происходит. А у детей потом начались кошмары, истерики, страхи. Некоторые психологи считают, что у таких новостей возрастной ценз 18 + и детей ни в коем случае не надо посвящать в такие новости. Как вы считаете?

Дети не смотрят новости, телевизор у нас дома практически не включается.  Только если это познавательные программы. Безусловно, есть события, которые так сильно витают в воздухе, что их не скроешь, дети все равно начнут задавать вопросы. Например, война на Украине или история с няней и погибшей девочкой. Да, в этих случаях мы это обсуждаем, отвечаем на их вопросы.  Я согласна с психологами, что у новостей должен быть возрастной ценз и вообще детей нельзя оставлять в одиночестве у телевизора. Даже рекламные ролики несут в себе вредоносную информацию для детской психики. То, что взрослый воспринимает как метафору, ребенок воспринимает буквально. Таким образом, у него формируется совершенно искаженное представление о реальности.

- Я читала, что у вас верующая семья. Сейчас идет Великий пост. Есть ли в вашей семье в какой-то форме пост для детей? В чем он состоит?

В нашей семье есть пост для детей. В течение поста они ограничены в сладком, не играют в гаджеты и компьютерные игры, и мультики смотрят только по выходным. В еде особо не ограничиваем, кроме сладкого. Только по субботам перед причастием Лука не ест мяса. Это такое послушание, которое наложил на него наш духовник.

- Что для вас самое сложное и самое прекрасное в материнстве?

Это мое преображение через детей. Когда ты не один, когда ты живешь в маленьком  социуме, который представляет собой семья, ты меняешься. Если ты  не меняешься, у тебя начинаются проблемы. Это и сложно и прекрасно. Потому что дети приходят в этот мир для того, чтобы мы менялись, становились лучше, чтобы мы состоялись, как взрослые люди. Мои дети делают меня взрослым человеком, и это иногда тяжело, но в то же  время восхитительно, потому что ты открываешь в себе новую глубину и новые способности и возможности.

- Вы хотите еще детей?

Я хочу еще детей, но не уверена, что я смогу сделать это физически. Мне 42 года, младшему ребенку 9 месяцев. В ближайшее время  я точно не готова беременеть снова.

Автор студийных фото - Лара Бардина.