Народная мудрость гласит: "С именем - Иван, а без имени - болван". Это в просторечии. А если торжественно, то:

Нет меж живущих людей, да и не может и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает...


Так сказал Гомер. А вот откуда пришли в Россию имена, и всегда ли они были "сладостным даром"? До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение. Кроме выбора, существовал и обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного или встречной. Какое называлось, такое и давалось и новорожденному. Считалось, что это принесет ребенку счастье.

Называли детей и по времени и по обстоятельствам появления их на свет. В старинных рукописях можно встретить имена: Зима, Дорога, Полетко и так далее; называли и по профессиям: Кожемяка, Быкодыр; по именам разных животных, птиц, рыб; по народностям, жившим возле места рождения: Татарин, Мордвин. С принятием христианства каждое имя имеет своего покровителя, то есть святого, чья память ежегодно отмечается Церковью в один и тот же день, который в быту называется именины. Имя давалось по святому, чья память выпадала на день крещения, день рождения или день наречения имени (восьмой день от рождения).

После революции имена стали выбираться по вкусу родителей. К середине XX века на каждые двенадцать носимых чисто русских имен приходилось не менее тысячи "импортных" - чужестранного происхождения.

С древности с именем связывалось множество суеверий. Нельзя давать новорожденному имя умершего ребенка, чтобы он не унаследовал его судьбы; можно назвать именем умершего деда или бабки, если они были счастливы и удачливы, так как судьба передается через поколение, или просто удачливого предка. Говорят, что имя может повлиять на судьбу человека. На именины родственники приходили без приглашения, непременными участниками торжества были крестный отец и крестная мать, пекся знаменитый "именинник" - так назывался именинный каравай, который в допетровские времена рассы{ лался по утрам знакомым и служил напоминанием о празднике, а к началу нынешнего столетия превратился в торт.